"XI век был столетием, мало благоприятным для развития Смоленска. Объяснение этому можно видеть в том, что в это столетие происходит постепенное снижение торгового значения пути «из Варяг в Греки», которое приводит к запустению некоторых городских пунктов, лежавших по Днепру. В XII столетии происходит постепенное запустение Переяславля на Трубеже, появляются первые признаки начала упадка самого Киева. В этом мы находим объяснение невысокого положения Смоленска среди других русских городов XI в. Не случайно летописи сохранили известие о позднем крещении Смоленска, происшедшем будто бы только в 1113 г. Смоленск отставал в принятии новой веры наравне с отдалёнными Ростовом и Муромом ." (с) Соответственно ни о каком "истоке православия" говорить не приходится. И слава богам!!! Реально тема православия изрядно надоела. Крайне против какой либо православной символики (особенно куполов)!!! Ничего кроме блатного налета эта символика не несет. Мы все же будем праздновать день города, который возник задолго до внедрения на Русь христианства. Давайте все же отделим зерна от плевел. То, что в городе много церквей не говорит о его истовой православности, как в свое время наличие бюстов, барельефов и просто памятников Ленину не говорило об истовой принадлежности к ярым коммунистам.
При чём здесь православие? Сравни дату первого упоминания о городе и дату крещения Руси. ЗЫ Хватит мракобесия!!! :diablo:
К сожалению, предложенные на конкурс работы крайне примитивны. Из всех понравились (но требуют определенной доработки) всего две. Первая как то сразу пришлась по душе. В моем понятии наиболее близкая к сути города. А главное, не избитая похабными куполами с крестами.
Вторая работа. Грамотные пропорции, не навязчивый слоган и опять же приятно воспринимается. Дает некий отсыл именно к древности, а не к набившему оскомину православию.
Некоторым товарищам хочется сказать словами Шурика из фильма "Иван Васильевич меняет профессию": "Когда вы говорите, мне кажется, что вы бредите". Так, к слову, Успенский собор Смоленска был отстроен князем Владимиром Мономахом в камне в 1101 году. До этого, без сомнения, на соборном холме существовал деревянный храм. Дохристианский период Смоленска был мал по времени. Его культурно-историческое значение для нас ничтожно. Если принять во внимание теорию о том, что первоначальный Смоленск был в Гнездове, а затем в 11 веке был перемещен на нынешнее место, то и вообще о Смоленске в его известной нам ипостаси имеет смысл говорить только как о христианском городе.
Вообще же, конечно, печально, что никто из тех, кто представил работы не конкурс не обыграл главный символ города, без которого его в общем то не было. ДНЕПР. ПУТЬ. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПУТЕЙ. Соответственно ладья как символ пути была бы к месту.
В двух работах, которые здесь представлены графика хорошая. Но вот с историософией - напряженка: в первой ее просто нет; во второй - курбет штампов. В обеих Смоленск - крепость на все времена. "Некоторый отсыл к прошлому" - это никакое понимание своей истории.
Ну некоторым товарищам можно ответить те ми же словами. Постройка пары храмов не означает крещение всего города. Нифига себе заявление историка о ничтожности :shok: А судьи кто???
"Со значительной полнотой можно нарисовать картину древнего Смоленска на основании раскопок В. И. Сизова, произведённых в Гнездове. Гнездовский могильник находится километрах в 10 к западу от Смоленска, на правом, в данном случае северном берегу Днепра. Обширный могильник примыкает к городищу, невидимому раньше находившемуся при впадении речки Свинки в Днепр. «Начало XI в. может служить конечной гранью для жизни Гнездова, которая заканчивалась всё тем же языческим трупосожжением, исключительно практиковавшимся в этой местности», - пишет Сизов. Вопрос о взаимоотношении Гнездова к древнему Смоленску весьма важен для историка древнерусских городов. Само название «Гнездово» появляется только в начале XVII в., между тем существование Смоленска в X в. засвидетельствовано начальной летописью и Константином Багрянородным. Существование в районе Смоленска двух больших поселений, расположенных километрах в 10 одно от другого, представляется маловероятным. Понимая малую вероятность близкого соседства двух подобных центров в X столетии, В. И. Сизов выходит из затруднения путём следующих рассуждений: «Нам кажется, что Гнездово в древнее время, т. е. в IX-X столетиях, было погостом Смоленска, и что здесь, в Гнездове, с древних времён развивалась торгово-промышленная жизнь в то время, когда Смоленск был только острожком или крепостью, где сидел правитель («муж княжой»), ездивший на полюдье или принимавший дань или товар от окрестных мест. Население Смоленска было в то время незначительное и только административно-военное, и потому оно не оставило после себя никаких ясных следов, относящихся ко времени язычества». Сизов предполагает, что уничтожение Гнездова произошло посредством крутых административных мер, которые привели к уничтожению древнего языческого погоста, вероятно слишком упрямого в своём язычестве. Население ютилось ближе к берегу Днепра, на юг от могильника, и посёлки тянулись длинной полосой у правого берега реки, в центре же поселений находилось городище, «валы которого были укреплены каменной кладкой внутри и, быть может, горелыми брёвнами». К сожалению, Сизов не произвёл детального исследования городища и остатков поселений. Главное внимание его было обращено на изучение курганов, а между тем вопрос о характере Гнездовского поселения является важным для суждений о русском городе IX-X вв. Изучение Гиездовских курганов было успешно продолжено советским археологом Д. А. Авдусиным, который произвёл раскопки и на Гнездовском городище. Авдусин приходит к выводу, что древний Смоленск не находился на центральном Гнездовском городище, а найденные на его территории предметы IX-X вв. являются остатками курганных погребений, разрушенных при сооружении епископского замка в XVII столетии. Впрочем, этот решительный вывод сам же автор несколько подрывает заключительной фразой, что вопрос о первоначальном месте Смоленска ещё не решён. Трудный вопрос о местоположении древнего Смоленска в какой-то мере может быть если не решён, то приближен к решению по аналогии с другими древнерусскими городами. Прежде всего, по видимому, надо отказаться от мысли, что первоначальный Смоленск стоял на Гнездове и центром его было Гнездовское городище, к чему я сам склонялся в первом издании этой книги. Местоположение Смоленска на высотах совершенно аналогично местоположению Киева, Чернигова, Пскова, Полоцка. Наоборот, Гнездовское городище стоит в низине и не на самом берегу Днепра. Даже Новгородский кремль был построен на более возвышенном месте, хотя он и расположен на равнине у берегов Волхова, где нет значительных высот. Мало вероятными кажутся также представления В. И. Сизова о Гнездове как торгово-промышленном посаде Смоленска. В этом случае мы имели бы беспрецедентный случай большого поселения, лежавшего далеко от замка, под стенами которого обычно располагался неукреплённый посад. Это опровергается и самими находками, сделанными В. И. Сизовым, в частности обычаем погребения воинов с рабынями. Только в богатых курганах Гнездова мужские трупосожжения сопровождаются женскими. Военный элемент сказался в предметах, открытых в Гнездове в таком большом количестве, что нельзя говорить о случайности. Чего стоит хотя бы находка горшка с жжёными костями, по бокам которого в землю были воткнуты с одной стороны меч с рукояткой, отделанной серебром, с другой - копьё. Что Гнездово нельзя считать первоначальным Смоленском, доказывается прямым свидетельством письменных источников. По сказаниям о Борисе и Глебе, встреча Глеба с его убийцами произошла в устье Смядыни. Глеб спускался вниз по Днепру: «и как (Глеб) пришел к Смоленску и пошел от Смоленска и видим еще был, остановился он на Смядыне в кораблике». Ту же версию о месте гибели Глеба находим и в летописи. Таким образом, в начале XI в. Смоленск находился на своём теперешнем месте, выше Смядыни, а не ниже, как надо было бы предполагать, если бы речь шла о Гнездове. Небольшой корабль Глеба был ещё виден от города. Эта подробность заимствована, видимо, из рассказов очевидцев события. Следовательно, Гнездово надо считать местом погребения а не городом. Городом был Смоленск. О правильности наших предположений можно будет судить после дальнейших археологических наблюдений, пока же Гнездовские курганы позволяют сделать ряд наблюдений над жизнью древнейших русских городов. Прежде всего поражает большое количество богатых погребений с оружием, что заставляет говорить о крупном значении в Смоленске X в. общественной верхушки. В. И. Сизов совершенно правильно подчёркивает отсутствие указаний на решительное преобладание варягов в Гнездове, хотя и отмечает явные следы скандинавских погребений. Судя по всему, население Смоленска в Х в. в основном состояло из военного люда - княжеской дружины и княжеских слуг. Характер ремесленных изделий, найденных в Гнездове, очень своеобразен. В основном перед нами железные и гончарные изделия. Железные изделия, найденные в Гнездове, относятся к предметам местного производства, причём «обработка металлических украшений доводилась здесь до известной технической виртуозности». Наряду с кузнецами существовали мастера, производившие бронзовые и серебряные изделия. Кроме того, выдающееся значение имело гончарное производство. Следует, впрочем, заметить, что раскопки не дают оснований для окончательных суждений о происхождении и составе ремесленного населения в Смоленске X в. Ведь это население могло состоять не столько из свободных, сколько из зависимых ремесленников. Однако обилие железных и гончарных изделий в гнездовских находках заставляет думать о существовании в нём значительного количества свободных ремесленников, работавших не только на удовлетворение запросов княжеско-дружинных кругов, но и на более широкий сбыт. Таковы стальные огнива, ножи, железные остовы для шейных гривн и т. д. Кроме того, найдены предметы, указывающие на большое торговое значение Смоленска в X в. Особенно показательны находки диргемов в полном и разрезанном виде и небольших весов с гирьками. «Арабские и среднеазиатские диргемы с их обрезками, заменявшими мелкую монету или служившими дополнением к известному весу,были единственной ходячей монетой для Гнездова». Некоторые предметы, найденные в Гнездовских курганах, занесены были с Востока. В меньшем количестве найдены вещи византийского и скандинавского происхождения. Смоленск IX-X вв. представляется ещё замком, вокруг которого только начинает создаваться посад, населённый купцами и ремесленниками. Таким образом, имеется полная аналогия в истории древнейших русских городов - Киева, Чернигова, Полоцка, Смоленска, Пскова и Новгорода. Рост этих крупнейших русских городов, развитие в них ремесла и торговли происходят в IX-X вв., т. е. одновременно с усиленной феодализацией Древней Руси."(с)Древнерусские города М.Н. Тихомиров
И еще одно очевидное суждение в тему. Мы живем в эпоху, в которой не материальные, а духовные ресурсы определяют развитие цивилизации. Уже мало обсуждать геополитику, дорожные развязки, демографию. Еще важнее - уровень сознания, менталитет. Настоящее Смоленска - это его прошлое! Но не отдельная страница, связанная с войнами. Это следствие. Причина в той сущности, которую нельзя потрогать руками. ЗЫ Патриарх-то не знает, что Смоленск - это не православный город. Впрочем, это проблема не Патриарха, не Смоленска, а отдельных его граждан.
Ecstasy Lover, судьей предлагаю быть Вам. Расскажите нам, пожалуйста, о том духовном наследии, которое сохранилось от дохристианского Смоленска и какую роль оно играет в жизни города.
Ecstasy Lover, не нужно заполнять тему оффтопом. Причем в таком количестве. Вопрос о том, где находился изначальный Смоленск до сих является предметом научных дискуссий. При том, что в Смоленске до сих пор при многочисленных археологических раскопках не найдено культурных слоев 9 века.
Смоленск - это город . Был, есть и будет. Православными или нет могут быть только люди. Смоленск действительно не православный город. Здесь много конфессий, а еще больше здравомыслящих людей, свободных от поповской ереси. Проявите к ним уважение. Зы Патриарх к Смоленску относится как к собаке пятая нога. Место его ссылки,не более.
Немного оффтоп, но в тему. Исследования Седова давно уже покрыты сединой древности. Это был хороший археолог, но наука не стоит на месте. Авдусина я имел честь вижеть в Гнездово. Тогда он уже мучился со шпорами и мало ходил. Евгений Альфредович Шмидт в разговоре с ним говорили о том, что Гнездово - это, веротянее всего, летописный Смоленск. Первоначально Авдусин вообще считал Гнездово - кладбищем Смоленска. Но настоящий ученый готов следовать фактам. Несмотря на активное строительство в Смоленске покопать его удается плохо. Или нет специалистов и желания, или не будешь же ковырять на Соборном холме под Успенским собором. Новгороду не повещло в войну, но зато потом удалось копать в центре, где все было разрушено и город стал Меккой археологов и дал много ключевых открытий русской истории. Может быть, нас еще ждут сенсации, связанные и со Смоленском. Но, насколько я могу судить, версия о том, что Гнездово - первоначальный Смоленск остается основной гипотезой.
..... а что тогда ты собираешься туристам показывать? ..... Аналитприбор, Диффузион, Протон, 25 Партсъезд, Искру, Авиационный и Автоагрегатный, Измеритель, ах да Кристалл - очень интересная будет экскурсия ..... и главное - правда, это все построено людьми, мы гордимся собой и городом ..... или у тебя есть что показать что то очень интересное из доПравославной эпохи???
Абсольтно не против этой версии. Вот еще интересная ссылка по данному вопросу.http://history.vn.ua/book/100arhiologicheskih/95.html Просто у каждого свое представление о древнем Смоленске и о символах, в ним связанных. Для меня это один из трех древнейших городов на Руси. Это один из символов страны Гардарики. Это многонациональное многолюдное поселение, где уживались скандинавы (варяги) и славяне на протяжении почти двух веков. Это флотилии драккаров и ладей. Это большой торговый город, где торговали даже арабские купцы. Это дорога на Балтику, в Ладогу и в Черное море. Это Велес, Род и Перун. Это Олег Вещий и его походы. Но это никак не попы с крестами на шеях. Для меня лично важны истоки, дух древности. Когда то Смоленск был одним из великих городов, каковым никогда больше не будет. Давайте наверное от этого плясать. В этом его суть и смысл.
Нижайшее мерси)))))) Забавляет серьёзный настрой дискуссии. Господа , перестаньте жить только прошлым. Вы же хотите , чтоб люди воспринимали ваш бренд-слоган-логотип в будущем и , желательно, всегда. Если подходящей легенды нет, её необходимо скурпулёзно создать, отточить и вложить в неё денег. А мечи, щиты, купола - чувствуется, что фантазии у вас чуть, а историческая правда в данном вопросе не особенно нужна, а местами вредна. Легенда интересна только тогда, кода у неё есть развитие. Сундук с неизвестными сокровищами , таинственные нераскрытые знания, ждущие своего часа артефакты и/или тайные организации. А "пришли-жили-понастроили церквей" - это не бренд. "Квадратная С" мне больше понравилась. "Город-рубеж" для оправдания своего существования требует войны, как ни кощунственно это звучит. Туризм в Смоленске - это очень ненадёжно. Кроме образа "Смоленск - Любимое болото" и "Смоленск - совок ушёл недалеко" как-то ничего и не возникает.
1....огромное курганное кладбище IX—X вв., состоящее из 10 групп. Некогда здесь насчитывалось до 4000 курганов, сейчас — около 3000, и, тем не менее, Гнездовский комплекс по-прежнему является крупнейшим курганным могильником в мире. Его площадь составляет 37,5 га. 2. Крепостная стена, никак не связанная с православием, кроме того, что была возведена с период тотального засилия этой религии.
..... мы тут не Англия, что бы туристов и инвесторов дУхами заманивать ..... мы тут Россия, что есть то есть ..... и могильник это может быть и хорошо /IX—X вв., состоящее из 10 групп/, но мало и мрачно и на этом фишку не сделаешь ..... как ты себе это представляешь? - Смоленск - это огромное курганное кладбище IX—X вв., состоящее из 10 групп. - Смоленск является крупнейшим курганным могильником в мире. Его площадь составляет 37,5 га. ..... ну, дебилы конечно же клюнут, некрофилы всякие, жуть