Извини, не смешно... Да и что у тебя за комплекс учить других, призывать делать что-то, что именно ты считаешь делом? Не дело это...
в настоящее время прорабатывается нечто полезное относительно заданной темы, кто захочет и сможет потом тоже приложит к этому руки. Вопрос исчерпан? Вот в теме пока пользы не вижу.
О священности Смоленска разговор особый, а пока хотелось бы разобраться с понятием город-ключ, благо оно гораздо более употребительно в обиходе и туристических проспектах. В чем смысл понятия "город-ключ", и ключом к чему является Смоленск? Обыденная логика подсказывает, что Смоленск - город-ключ к Москве. Вроде бы, это так и было в период иностранных вторжений в Россию. Но изначально, Смоленск был, и возможно, до сих пор может считаться ключом не к Москве, а ко всем русским землям. Почитаем первые страницы знаменитой многотомной истории России выдающегося русского историка Сергея Соловьева. Вот, что он пишет о нашем городе-ключе. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том 1 (опубликован в 1851 году). На верхнем Днепре и, следовательно, в тесной связи с Киевом находилась область Смоленского княжества. Смоленск находился в области кривичей, которые сели на верховьях рек Волги, Днепра и Двины, из этого положения легко видеть важное значение Смоленской области, находившейся между тремя главными частями Руси — между областью Волги, Днепра и Двины, т. е. между Великою, Малою и Белою Россиею; держа ключи ко всем этим областям, смоленские князья держат Новгород в зависимости от Южной Руси, стерегут Днепровье от притязаний северных князей, принимают самое деятельное участие в распрях последних с южными, являются главными деятелями в истории Юго-Западной Руси (с тех пор, как волынские князья обращают все свое внимание на запад), борются с Волынью и Галичем за Киев и во время этой борьбы крепко держатся связи с севером, с Новгородом и Волжскою областию. Из положения Смоленской области понятно, почему Смоленск служил постоянно поводом к спору между Северо-Восточною, или Московскою, и Юго-Западною, или Литовскою, Русью, почему ни московское, ни литовское (польское) правительство не могли успокоиться, не имея в своих руках Смоленска. Граница Смоленского княжества шла на севере между притоками Ловати и Торопою, далее от Торопца — к Верхней Волге у Ржева; восточная граница шла от Ржева мимо Зубцова к верховьям Москвы-реки и Протвы, около Можайска, потом поворачивала к западу водоразделом между системою днепровскою и окскою, между Угрою и Днепром, между Десною и Сожью; южную границу с Черниговскою и Киевскою областями определить можно впадением реки Прони в Сожь; на западе границу составлял Днепр до Орши и далее на север — линия через Двину между Сурожем и Велижем к Торопцу. Из обозначения этих границ видно, что Смоленское княжество кроме области кривичей заключало в себя также и область радимичей, живших на Соже. Почва Смоленского княжества вообще неплодородна, особенно половина, лежащая к северу от Днепра; это обстоятельство и выгодное положение на трех речных системах среди главных Русских областей необходимо условливали развитие торговой промышленности у смольнян и в древние времена. Таким образом, само географическое положение Смоленской земли на истоках трех великих русских рек - Днепра, Волги, Западной Двины - и породили образ Смоленска, как города-ключа, а также ключевое положение Смоленской земли в развитии русских княжеств и древнерусского государства в целом. Смоленск - город-ключ России.
Beatle, извини, что отвечаю не сразу. Моя нормальная температура - хроническое безделье. Но вот тут как-то пришлось прожить время, забывая о времени. Конечно же, нет никаких вопросов к твоей наклонности все оценить критически. Дело это правильное и хорошее. Хотя, честно говоря, не совсем понял диалектику о полезности и бесполезности темы... После очередного ключевого поста Кузьмича, хотел бы обратить внимание на то, что Смоленщина - это не только Смоленск. Помимо униальной смоленскости нам надо понять уникальность отдельных территорий. На Руси дервеню называли миром. Но Смоленщина не может быть миром только завязанным на Смоенск. Нужна смоленская карта жизни. Кто-нибудь напишет о "глобусе Смоленщины" Предлагаю критерии местного самосознания, которые я примерял к Вязьме. До этого к Сафонову и Смоленску. Конечно же, модель далеко не идеальна. Но помимо ограничености моих возможностей, это, пожалуй, просто малоизученная тема. Удачи в делах! КРИТЕРИИ МЕСТНОГО САМОСОЗНАНИЯ Объективность выводов является целью любого научного исследования, но рассуждать о каких-то вопросах жизни только холодно-объективно невозможно. Например, трудно быть беспристрастным в том, что касается любви или безразличия к родному городу. И если у человека есть чувство малой Родины, то незачем его экзаменовать на соответствие выбранного им звания! Но все же если исходить из того, что местное самосознание не приобретается автоматически вместе с пропиской в паспорте, то избранная тема не покажется искусственно-полемической. А формирование местного самосознания, которое только и превращает город в дом, лицо, жизнь человека – сложнейшая политическая и культурная проблема. Хотелось бы предложить для обсуждения критерии местного самосознания, с помощью которых можно создать образ идеального вязьмича. 1.Необходимо несколько поколений предков, живущих на одном месте. Да, это всего лишь первое условие! Так сложилась история России, что жизнь большинства семей не имеет вековых традиций, основанных на частной собственности, надежной кредитной истории, семейной чести… Без них уходит понимание того, что твоя жизнь, твои дела – это лишь одно звено в непрерывной цепи поколений. Разрыв этой животворящей связи ведет не только к забвению предков, но и обесценивает жизнь потомков. Родословная и обжитость места дают человеку чувство укорененности, твердую почву под ногами, порождают чувство малой Родины. Несмотря на драматизм нашей истории, небольшая часть жителей имеет за своей спиной несколько поколений, для которых Вязьма – родной город. Но для большинства проблема культурного укоренения в вяземский мир является важной и сложной задачей. 2.Знание истории, «вкуса почвы» своей малой Родины. Местное самосознание немыслимо без традиций, которые и есть форма существования культуры. Пустота в знаниях прошлого порождает пустоту в душах, когда ничего не жаль, ни за что не болит душа. Такое духовное состояние тесно связано с материальным. Поэтому нечего удивляться, когда мы видим неухоженность, вандализм, сталкиваемся с хамством, безответственностью… Вязьма обладает историей, которая не позволит городу затеряться на историко-культурной карте России! Город и район замечательно могут быть вписаны в концепцию уникальной историко-культурной территории. Она предполагает не только сохранение памятников культуры, но и их активную жизнеспособность, сочетание с современной реальностью. Уникальная историко-культурная территория может быть определена как особый целостный пространственный объект, где в традиционной природной и социально-культурной среде находятся природные и историко-культурные объекты исключительной ценности и значимости. Город и район характеризует сочетание уникальной исторической части, замечательные усадебные комплексы (прежде всего Хмелита), интересные архитектурные памятники (храм в честь иконы Божией матери «Одигитрии» Смоленской), замечательные природные угодья, действующий монастырь, интересные музеи (кроме краеведческого музея необходимо отметить уникальный музей С.А. Есенина, организованный П.Н. Пропаловым), поля великих сражений (Богородицкое поле), значимые по своей истории сельские поселения, важные для России дороги от Старой Смоленской до современной «М1», интересные и в значительной степени изученные археологические объекты. 3.Личные впечатления о природной среде, населенных пунктах родного края. Вяземская земля обладает характерной красотой среднерусской равнины. Но очень часто жители плохо знают не только историю, но и внешний вид родного города и района. Многие ли смогут назвать хотя бы десять населенных пунктов района, в которых они побывали?.. 4.Личное желание быть вязьмичем. Признание местных достоинств и недостатков. Опросы современных школьников в Сафонове и Дорогобуже об их отношении к родному городу выявляют следующую тенденцию. Большинство опрошенных любит свой город (более 50-60%). Около 20-30% не смогли определиться с ответом. На вопрос «Гордитесь ли Вы своим городом?» количество положительных ответов снижается до 20-30%, а число затруднившихся с ответом возрастает до 30-40%. Еще более грустную картину дает ответ на вопрос «Связываете ли Вы свою дальнейшую жизнь с родным городом?» Около 50-60% затруднилось с точным ответом на этот вопрос. Твердое «Да» называли менее 10% опрошенных… Близость Вязьмы к Москве этой проблеме придает дополнительную остроту. Среди жителей города довольно часто встречается представление о Вязьме как о дальнем Подмосковье… 5.Местная символика. Есть многовековая традиция считать, что без своей символики любое территориальное образование не может считать себя состоявшимся. У новой России в этом вопросе сложилась странная ситуация. Возвращен романовский герб, от Временного правительства унаследован государственный флаг, добавлен советский гимн с третьей редакцией текста… Не менее сложно обстоят дела с символикой многих территорий, учреждений государства. Герб Вязьмы, повторяя герб Смоленской губернии, отражает ее высокий статус на Смоленской земле. Но хотелось бы высказать пожелание, чтобы активнее пропагандировались такие, известные всей стране культурно-исторические ценности, как вяземский пряник, Хмелита, известные деятели русской культуры. Вероятно, было бы целесообразно учредить премии в честь известных земляков, подумать о возвращении городским улицам их исторических названий. 6.Местная мифология: персонифицированная и общего характера. Разнообразный мир вяземской истории создает очень интересную и даже эпическую картину жизни. При этом, иногда, граница между реальной историей и ее мифологизацией становится прозрачной. Точнее, это происходит всегда. И в этом нет ничего страшного, если при этом можно определить истину. Стихийно возникшие, мифологические представления о жизни имеют право на существование. Некоторые из них формируют эмоциональный образ города, становятся важной частью его души. Например, народные названия магазинов – «Радуга», «Сирень», «Восход»; местности «Дворянское гнездо»; мифа о подземном ходе от мужского монастыря к женскому под речкой Вязьма. 7.Сочетание личного ритма жизни с местным ритмом жизни. Трасса М1 и железная дорога – исторические козыри Вязьмы. Они играли и играют важнейшую роль для развития города и района. Это ресурс, предполагающий возможность бесконечного возрастания. Но не следует считать капитал самоцелью! Он должен быть средством. Не хотелось бы, чтобы преодоление провинциализма в социально-экономической и культурной сферах сопровождалось унификацией, потерей своеобразия местной жизни. Глобализм – объективное явление, но субъективное стремление к самодостаточности должно уравновешивать его, порой, чрезмерную универсальность. Темп пешеходов в городе за последние десять лет ускорился, количество машин выросло. Пройти за пол часа пешком от вокзала до центра для довольно большого числа горожан становится подвигом. Возможно, что эти тенденции навсегда. Но хотелось бы, чтобы город сохранял неспешный, провинциальный ритм жизни; чтобы лица прохожих были спокойными, неокаменевшими от вечной спешки; чтобы побольше было не машин, а велосипедов; чтобы было разнообразие деревьев и цветов… 8.Местный стиль жизни, характер, юмор, привычные манеры общения. Это условие является продолжением предыдущего. Оно предполагает вместо провинциальной закомплексованности комплекс местной самобытности! Ее трудно приобрести, ее не просто и сохранить. 9.Гармоничное сочетание культурной, экономической, архитектурной, эмоциональной, а в современных условиях еще и виртуальной среды города. Сохранение исторических традиций, создание гармоничной городской среды, неповторимого образа города в реальном и виртуальном пространстве – стратегическая задача и властей, и общественности. Материальное освоение пространства города во многом состоялось. Пришло время для развития гармоничной городской среды. Несмотря на многочисленные войны и разрушения в Вязьме сохранился интересный комплекс старой архитектуры. Появляются новые административные и частные здания, имеющие свою индивидуальность. Важную роль в формировании городской среды начинает играть пригород. Его дома, несомненно, украшают облик города. Частный дом – это продолжение человека во времени и пространстве. Это одно из важнейших направлений развития города. Вязьма имеет потенциал для развития всех компонентов современной городской культуры. Вероятно, необходимо разработать программу комплексного развития города и объединить усилия властей и общественности для ее воплощения в жизнь. 10.Способность к гармоничному сочетанию местных, региональных, государственных, мировых ценностей. Возможно, что самой главной проблемой для современной России является необходимость научиться находить гармоничное сочетание государственных, региональных и местных ценностей; уравновешивание «вертикали власти» сверху самодостаточностью личности и местной власти снизу; сочетание открытости мировой культуре и сохранение самобытности своей национальной. Но решение всех этих проблем должно начинаться с формирования местного самосознания, вяземской ментальности. Местный патриотизм необходимое условие для развития и процветания города, основа для формирования общего культурного пространства Вяземский земли.
2 Битл - Чтобы почитать и подумать. Только что вернулся с конгресса петровских городов в Питере. По этому поводу еще материал выложу, а пока - в Питере очень серьезно озабочены формированием бренда города, о чем в своих выступлениях говорила вице-губернатор СПб Алла Манилова и деятели культуры. Хотя казалось бы - культурная (вторая) столица, а не все так просто оказывается. Ну и небольшой офф- представитель Омска (директор музея) на конгрессе рассказывал о подготовке к 300-летию города. Отмечаться юбилей будет в 2016 году, оргкомитет создан в позапрошлом. Возглавляет его выпускник Омского университета Герман Греф. Сегодня (!) уже полностью сверстана программа и известен объем вливаний из федерального бюджета в Омск: 92 млрд. рублей. зы. я вот думаю - у руководителя администрации президента не могут быть смоленские корни? Фамилия известная.
Очинтересный опыт! Правильной дорогой идут товарищи. А мы зачастую не то что не идем, даже не лежим на "дороге к храму". А ведь для того, чтобы строчки аналитики переросли в бюджетные миллиарды надо даже не подвиг, не подвижничество, а просто работа. Смоленщина бедна не природными ресурсами, не потенциалом развития. Нам надо люди слова и дела...
В первую очередь, надо понимание потенциальных возможностей и стратегическое мышление. И даже, наверное, просто воля (не павел)
Слышал, что будто бы у Суркова в аппарате (это тоже администрация президента) некоторое время назад работал (может и сейчас работает) один известный в прошлом смоленский кадр - бывший первый секретарь Смоленского обкома ВЛКСМ Вячеслав Делюкин. Если это так, то может имеет смысл как-то справки навести?</div>
"Сначала было слово" (с) первоисточник. Не недооценивай силу слова. Картинка поглотила далеко не всех.
Впервые тему осмысления исторического пути Смоленска в связи с городскими юбилеями, по всей видимости, поднял наш выдающийся смоленский историк Иван Иванович Орловский. В 1904 году он опубликовал обширный очерк «Смоленск в истории Дома Романовых». Вот, что он писал в предисловии к своей работе: «16 мая 1903 года торжественно отпраздновали 200-летний юбилей основания Петербурга, с именем которого у нас обыкновенно связывают представление о начале нашего культурного развития. В юбилейных речах и заметках развивали преимущественно эту мысль. Забывали только, что и основание Петербурга, и реформы Петра, и самая его личность – все это было в нашей истории явлением случайным и неожиданным. Все это было продолжением того культурного течения, которое началось на Руси еще при Иоанне III и сделалось руководящим началом деятельности русского правительства со вступлением на престол новой династии. Это течение шло к нам с запада через Чехию, Польшу и Литву на Смоленск. В продолжение двух, если не более, Смоленск был для Руси «дверью» в Европу, пока в 1703 году Петр не прорубил туда свое «окно». Об этом не вспомнили на юбилее Петербурга, так как все внимание было обращено на юбиляра…"
Хотелось бы отметить несколько впечатлений о приведенном тексте Орловского. Во-1-х, краеведческая литература, если можно так сказать, не имеет срока давности. Даже помимо глубоких обобщений в ней есть ценная, неустаревающая информация. Во-2-х, научное и нравственное качество краеведения начала 20 века в России, может быть, было одним из самых ярких примеров русской културы, умения осмыслить особенности развития отдельного региона. Не было современной терминологии, системного подхода, но была высокая личная культура краеведов, определявшая значимость их работ. Одну из статей о русском ученом-биологе начала 20 века автор назвал "Вперед в прошлое!" В-3-х, 300 лет спустя мы, смоляне, не научились уважать самих себя и не добились уважения к себе в России...
Продолжаю цитирование очерка И.И. Орловского «Смоленск в истории Дома Романовых» (1904 г.). Данный фрагмент говорит об исторической роли Смоленска в судьбе России. Посредником между Русью и Западом явился Смоленск, через который пролегала большая дорога с Запада на Москву. По этой дороге издавна везли в Москву из Пруссии и Польши разные товары: сукна, полотна, пряжу, рукавицы и перчатки, драгоценные металлы и камни, предметы роскоши и домашнего обихода, пряности, вина и сласти, бумагу и пергамент, сабли, оружие и воинские доспехи, серу, селитру и порох. Литовские и польские короли особенно заботились о Смоленской торговле и наделили город магдебургским правом. Здесь были таможни с жидами в качестве мытников (или мытарей), торговые заставы и т.п. При Феодоре Иоанновиче купцы московские, новгородские, псковские, смоленские, Бельские, торопецкие, вяземские «и всех городов» ездили торговать в Литву «Смоленскою дорогою». Алексей Михайлович подтвердил все привилегии, данные Смоленску Сигизмундом и Владиславом, а по договору 1678 г. постановлено продолжать торговые сношения с Польшей. В 1689 г. прусский посол Чаплич ходатайствовал у царей Петра и Иоанна о свободном проезде прусских купцов в Смоленск для торговых дел. В 1697 г. по Кенигсбергскому договору бранденбургские купцы получили право свободного въезда в Смоленск с товарами и т.д. По этой же большой Смоленской дороге постоянно едут в Москву иноземные послы, многие из которых в своих записках свидетельствуют о важном политическом и торговом значении Смоленска, о богатстве его жителей, величии его храмов и монастырей, крепости города и т.д. По словам Лизека, место воеводы Смоленска дается самому доверенному вельможе или родственнику царя, а Корб сообщает, что всякий иностранец, ехавший в Москву через Литовский рубеж, должен был представляться смоленскому воеводе; послы же обязательно предъявляли свои паспорта. Их обыкновенно встречали на границе русские пристава со стрелецкими отрядами и чрез Смоленск отправляли к Вязьме и Москве. Всевозможные мастеровые и промышленные люди, всякие, так называемые «знатцы» и искусники едут в Москву чрез Смоленск; и вместе с ними по Смоленской дороге идет на Русь широкая волна европейской образованности и культуры. Смоленск издревле книжный город, город княжеских и епископских школ, город «списателей» и ученых вроде преп. Авраамия, еп. Климента, «подобного которому еще не было нигде по учености», еп. Иосифа Салтана и проч., и проч., был для новой России источником книжных богатств. Ордын-Нащокин, учредивший для государственных и торговых нужд первую в России регулярную почту с почмейстером в Смоленском селе Мигновичах, вывозил из Смоленска книги пудами. В ноябре 1669 г. взято отсюда 82 книги латинских, через месяц 128 книг польских и латинских, в 1672 г. еще несколько книг и русских рукописей (взятых у соборного протодиакона). В конце этого года «государю ведомо учинилось, что в Смоленске, в приказной избе и казенных амбарах и в иных во многих местах есть старинные книги на польском и латинском языке». Велено их сыскать, переписать и отвезти в Москву. На этот раз нашли только 16 книг. Все они положили начало библиотеке Посольского приказа, принадлежащей теперь Главному Архиву Министерства иностранных дел. …Как бы то ни было, несомненно одно, что Западно-Европейская цивилизация широкой непреодолимой струей вливалась через Смоленск на Русь со всеми своими хорошими и дурными сторонами (ибо через Смоленск впервые в 1595 г. было ввезено одним купцом «на 15 рублев картов», а другим тогда же «30 дюжин картов»). Мы привели только несколько фактов в доказательство культурной роли Смоленска, но таких фактов множество и подробное, обстоятельное уяснение этой роли требует особого широко исследования…
В сегодняшнем "Говорит Смоленск" пара статей хороших по сабжу. В сети завтра только будут - есть что пообсуждать
Россия действительно начинается в Смоленске. Почему мы забываем, что наш город является приграничным? Первая станция входа в Россию. Первый таможенный пост на Москва-Минском шоссе. Где это видано, что бы приграничный город жил так бедно? Может нужно там поискать?</div>
Сдаётся мне, что Кузьмич неспроста тему про бренд заломил. И в борщевиках не числится почему-то?! http://www.rabochy-put.ru/news/7990-u-smol...vojj-brend.html
Апну, пожалуй. В Смоленской области намерены приступить к брендированию региона <div class='quotetop'>Цитата</div><div class='quotemain'>В администрации области под председательством заместителя губернатора Дмитрия Витягловского состоялось расширенное заседание Координационного совета по развитию туризма. В совещании приняли участие руководители и представители органов исполнительной власти и местного самоуправления региона, территориальных органов федеральных структур, Смоленской епархии Русской православной церкви, туристических фирм, а также профильных вузов областного центра. По итогам работы была одобрена разработанная Главным управлением международных связей, регионального сотрудничества и туризма концепция развития туристической отрасли региона, рассчитанная на ближайшие 6 лет. Кроме того, участники совета согласились с необходимостью брендирования региона. Запоминающийся слоган поможет сформировать в сознании людей мнение о Смоленской области как о ни на кого не похожем регионе. Придуманный бренд сделает Смоленщину узнаваемой, в итоге это будет способствовать продвижению региона как на уровне федерации, так и на международном уровне. А следовательно, позволит региону стать достойным участником международного рынка туризма и инвестиций. Создание бренда - это очень сложный и длительный процесс, подчеркивают в администрации области. Но первый шаг в этом направлении уже сделан. Участники координационного совета инициировали работу по подготовке положения о конкурсе по брендированию.[/quote]</div>