... ну, слава Богу, успокоил ... а я считаю, что нет такой национальности как беларусы это всё выдумки националистов ... а так же считаю, что жители сел западной Смоленщины а так же Витебской и Могилёвской областей - это русские, которым запудрили мозги при польской оккупации и обозвали их беларусами, как рабов без роду и племени ... вроде как русские, но не совсем русские ... что бы управлять легче было ... чье мнение правильнее?
Кто ж тебя так напугал?В детстве? Где смайлик-пальцем у виска крутит-нашёл :fool: У беларусов есть всё,чтобы называться нацией-территория(правда часть отторгнута),язык(тоже пробдемы есть),этнос-очень однородный(чего не должно быть-в приграничных областях должен быть смешанный этнос-вот если границу перенести в соответствии с этносом,то всё будет нормально). Вот русские-это не национальность-нет единого этноса.Это сбор разных многочисленных этносов на основе религии и языка(и то и другое насаждалось зачастую насильно). Кто такие жители Смоленщины ,тебя не раз тыкали лицом в первоисточники,а ты всё равно шпаришь лозунгами.Докажи что-нибудь.То же и с польской оккупацией(вспомни хотя бы Статуты).Вот российская оккупация была,куда от этого денешься.8 или 9 раз смоляне отбивались от московитов,которых приводили татары,а позже приходили без татар.Рабство , если и было,то опять же - российское.Русским к рабству не привыкать.Кто только о рабском менталитете не говорил.(Подыщу подборку иностранцев о рабском положении московитов).Даже Путин-"сначала монголо-татары,потом-крепостное право,потом-коммунисты,что ж вы хотели...." Даже теперешняя Россия-Москва и область - одно,а провинция....разруха-как после войны.Лужков 46 млд долларов заработал-бюджет нормальной страны.Интересно-какой-нибудь народ такое бы потерпел?Если цены на нефть рухнут-то всё, и всем.
... учёные бывают разные ... вон у Гитлера в былые времена, тоже учёные доказали что арийская раса самая достойная а славянская - рабская ... литвины - беларусы это славяне или арийцы
Смит, я тут про нормальных ученых, живших и работавших (-ющих) как в Российской империи, так и в СССР. РФ и других странах. Не надо тут флудить, если ваши идеологические установки не воспринимают этой информации. Кафедра этнографии и антропологии СПбГУ - принимаете такую институцию? Тогда вот - http://by.ethnology.ru/ Изучите на досуге.
... а я тебе толкую, что все учёные всегда делают заказ своего правительства ... почитай труды современных латвийских, литовских, украинских, польских учёных :rofl:
Читаю регулярно. Вы не путайте, плиз, folk-history желтых издательств с академическими изданиями. То есть, соответственно твашей логике, питерские ученые работают...на Лукашенко? :good: Они же ведь относят этот ареал к белорусским... да-а-а-а... Вот куда вас понесло. Ну, Смитт, я ж не пишу что все русские - монголойды, неславяне и прочая и прочая. И не замахиваюсьна великорусский характер восточной Смоленщины. Он Можайск - это явная Великороссия.
... Fred_by, твой дружок Сергей Кмит как раз это и утверждает ... я тебе процитировал из твоего же источника, перечитай внимательно и поймёшь, может быть что половина современной беларуси - это Русь, не говоря уже о Смоленщине ... а то что на территории Руси изначально жили разные славяне - это факт и не кто в России с этим фактом не спорит ... и никто не мечтает раздербанить Россию по этническим каким-то границам
Ну-у, это вопрос сложный и требующий долгой беседы. И вроде ж тут обсуждали не раз. И речь не про это. Вы прото не признаете белорусов самостоятельной нацией, а оттуда весь сыр-бор. печально... Поэтому белорусский говор и традиционная культура Смоленщины почти исчезли, что местные власти рассматривали местное население через свои националитстические установки. И продолжают это делать!
smits,опять "портянки" выкладываешь. Вот это писал такой же знаток как ты.Смело можешь уже сам писать такие "портянки". Давай почитаем первоисточники: 1) цитата из Ипатьевской летописи: "1239 год. "Того же лета ходи князь Ярослав к Смоленску на Литву, и победи Литву".81 2) грамота трёх Литовских князей (Альгерда,Кейстута и Святослава Смоленского) Московскому князю. [1371 г. июля 31 — октября 26]. — Перемирная грамота послов великого князя литовского Ольгерда Гедиминовича с великим князем Дмитрием Ивановичем. [Се] изъ, кндзь великий Олг-Ьрдъ, своимъ бра//г(о)мъ, со кндз(е)мъ с Ке- стутьемъ, и кндз(ь) великий Св(д)тъславъ Иванович [по]слали есмы своихъ пословъ къ брату къ своему, к велико[му] кндзю Дмитрею Ивановною)" http://i-u.ru/biblio/archive/bahrushev_duh/01.aspx Грамота №6. Смоленский князь Святослав Иванович,Альгерд и Кейстут единым фронтом выступают против Московского князя Дмитрия Ивановича.... Здесь же есть грамота сына Святослава Смоленского князю Ягайле о том,что в борьбе двух родных братьев Ягайлы и Андрея(Полоцкого),Смоленский князь на стороне Ягайлы. Хотя сам Святослав был на стороне Андрея Полоцкого в его борьбе за Великое княжение и погиб при осаде Мстиславля(Мстиславль был на стороне Ягайлы) 3)Битва при Стреве. Ливонская Хроника Вартберга: http://livonia.narod.ru/chronicles/vart ... 4-1361.htm 1348 год: "В том же году прусские братья опустошали с войском в продолжении целой недели землю языческих литовцев. На девятый день, в Сретение (2 февраля) была дана при речке Стребене (38) битва, в которой пало более 10 000 литовцев и русских, призванных на помощь из различных мест, как то: Лантмара, Брейзика (39), Витебска., Смоленска и Полоцка. 4) Хроника Вартберга http://castle.lv/hroniki/german-vartbergsky.html Там же: "В том же году(1375г.), вскоре после возвращения пруссаков, в двинские местности вторглись Кейстут, король литовский с тремя сыновьями своего брата, короля Ольгерда, а также с сыном смоленского князя, далее Андрей, князь полоцкий со своими людьми в пятницу перед днем Estomihi (2 марта). Они разделили свое войско по примеру пруссаков на три отряда, опустошили поместья преосвященного архиепископа рижского и особенно владения Тизенхаузена...." Первоисточники можно продолжать....Что-то здесь приводилось: как в 14 веке татары с Москвой дважды ходили на Литву,на Смоленск,а Смоленск защищал Альгерд. 1368 год - в битве при Тростне Альгерд со смолянами разбил московитов под Москвой 1370г.-новый удачный поход Альгерда на Москву-участвуют смоляне. А в 13 веке Миндовг посылает своих князей - родственников в Смоленск налаживать отношения.... Так кому я должен верить-многочисленным первоисточникам или "портянкам" Смитса?
Я тебе больше скажу-вся Беларусь(Литва) была Русью,а вот Московия-нет.(помнишь в греческом источнике-приводил-есть Русь,которая не покорена монголо-татарами,и эта Русь-Литва Ольгерда.А в Хронике Быховца помнишь-Великий Князь Литовский Витовт,когда стал русским получил имя Юрий) Давай почитаем умных людей(у него 3 высших образования в разных странах,как говорят): http://www.germanicvs.com/2011/07/blog-post.html "Начнем с крайнего запада Российской Федерации. Относительно однородное население в плане его генетического отождествления со славянской русо-арийской диаспорой проживает в Смоленской области. Но, опять-таки, давайте разберемся, что такое, по сути, Смоленская область? "Смоленская область" исторически являлась самым восточным регионом монолитной летописной Руси, которая в разные исторические промежутки времени носила различные названия, пока уже совсем недавно не была оттяпана от своего материнского тела в пользу эфемерного "старшего брата". На заре так называемой "христианизации" смоляене были частью русо-арийской державы, известной нам из традиционных учебников под названием Киевская Русь. На протяжении большей части средневекового периода вся территория этой Руси, включая, опять-таки, и Смоленск, имела название Великое Княжество Литовское, в котором государствообразующим народом были литвины - прапрадеды сегодняшних белорусов. Государственным языком Княжества был старобелорусский язык, который, по сути, и является НАСТОЯЩИМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ. Когда вы сегодня проезжаете деревни Смоленщины, то вы не можете не заметить, что коренное население там все еще говорит скорее по-белорусски, чем на языке нынешних россиян. А что же было со Смоленском до появления христианства и Киевской Руси? Может в ту далекую пору он действительно более тяготел к востоку, нежели к западу? Как "историки", так и РПЦ нам взахлеб говорят, что до христианизации у славян вообще никакой культуры не было, как не было у них ни письменности, ни домов, ни цивилизации вообще, и что жили они в пещерах, будучи облаченными не в текстиль, а в звериные шкуры. Сразу, чтобы не забыть, считаю своим долгом пояснить насчет "текстиля" и "шкур". Когда ученые недавно составили карту маршрутов, по которым из Китая в начале Нашей Эры поставлялся шелк, они были поражены. Да, сперва товар везли по известному нам Шелковому Пути. С этим все верно. Но вот куда он шел дальше? Вы скажете - ну, в Византию, Грецию, Каганаты там всякие. С этим тоже все так. Тем не менее, традиционная история напрочь умалчивает тот факт, что более 70% китайского шелка, поставляемого в начале нашего летоисчисления в Европу, предназначались не для вышеупомянутых широт, а для "пещерных" регионов, лежащих на берегах Днепра, Припяти, Двины и даже Немана! Может кто-нибудь из деятелей РПЦ в состоянии ответить, зачем дикарям, одевающимся в звериные шкуры и не ведающим ни света, ни грамоты, было нужно так много высококачественного китайского шелка? Упомянутый факт напрямую говорит нам о том, что до появления христианства центр европейской цивилизации находился вовсе не там, где нам внушается его видеть, а гораздо севернее. Однако, поскольку сие обстоятельство в пух и прах разбивает устоявшийся миф о том, что культура в наши "пещеры" была принесена "Кириллами и Мефодиями", то его стараются всячески скрывать. Более того, это обстоятельство убедительно свидетельствует, что христианизация не только не принесла славянам никакого прогресса, но, скорее всего, разрушила самую высокоразвитую культуру, которую на тот момент имело человечество. Если мы выбросим из головы традиционные прибаутки о "пeщерах" и "шкурах", сочиненные православной церковью с целью присвоить себе роль "цивилизатора" Славянского Мира, и обратимся к результатам серьезных исследований, то нашему взгляду предстанет довольно любопытная картина. Оказывается, основные свидетельства культуры эпохи легендарных викингов находятся вовсе не в Скандинавии, а на территории Беларуси, Северной Украины и... Смоленской области!. Так, например, самая большая из когда-нибудь найденных "варяжских" стоянок находится отнюдь не в Швеции либо Дании, а в Черниговской области. Мало чем уступает ей по размерам и значению и викингское поселение близ Смоленска. На территории Беларуси также обнаружены доказательства того, что викинги были в Синеокой отнюдь не транзитом при путешествии "из варяг в греки", как принято полагать, а что они там жили постоянно в качестве титульного народа (см. Еще Pаз о Викингах). Более того, как выясняется, главные судоверфи варягов, на которых строились знаменитые корабли викингов, находились не на острове Готланд, и даже не в Норвегии, а на берегах Немана, Днепра, Припяти... В качестве доказательства того, что вовсе не Скандинавия, а именно территория будущей Киевской Руси была основной частью государства викингов, можно найти и в сохранившихся северных сагах. Там открытым текстом Скандинавский полуостров именуется Малой Светией, а Беларусь - Северная Украина - Большой, Великой Светией. Слово "светия" происходит от древнеславянского "света", "швета", что обозначает "белая", "чистая". В этом же значении это слово выжило и в санскрите. Нынешнее название одной из скандинавских стран сохранило в себе память о могущественной метрополии далекого прошлого. Так что же произошло с этим государством впоследствии и почему оно внезапно прекратило свое существование? Кем все-таки были на самом деле эти таинственные "викинги"? История не доносит до нас каких-либо упоминаний о войнах между "викингами" и "славянами", как если бы речь шла об одном и том же народе. Приводится и ряд примеров, из которых можно при логическом подходе понять, что и "викинги" и "славяне" прекрасно понимали друг друга, обходясь без переводчика. Известно и много фактов странной взаимозаменяемости "славян" на "варягов" и даже наоборот. Тем не менее, в поздних фальсификациях истории, написанных под влиянием христианских церквей, "славян" и "викингов" принято разделять, хотя порой их странное умиротворенное сожительство на одной и той же территории и не может не наводить на соответствующие мысли. Шила в мешке не утаишь. Как ни крути, выходит, что говоря о "викингах" и "славянах", мы говорим об одном и том же народе. Просто "викинги" - это "славяне" дохристианской эпохи, а "славяне" - это "викинги" после христианизации. По окончании христианизации материковой части государства викингов, которая называлась Великая Светия, все свидетельства дохристианской цивилизации в Северной Украине, Беларуси, Смоленской Земле - совершеннейшая руническая письменность, памятники архитектуры, достижения научной мысли и т. д. были объявлены "промыслом сатаны" и подверглись безжалостному уничтожению, а носители древнейших знаий, накопленных тысячами поколений - поголовному физическому истреблению. Буквально на второй день после пришествия христианства гордых варягов переименовали в "славов", "славян" - "рабов божиих", "рабов Христа" (от латинского слова "slavus" - "раб"). Новоиспеченным "славянам" под страхом смерти было запрещено называть своих детей традиционными именами. Так исчезли из обихода Труворы, Туры, Рагнеды, а им на смену пришли разные Мечи-славы, Яро-славы и прочие "дуро-славы". На Великой Светии был поставлен в прямом и переносном смысле жирный крест, и отныне эта территория стала именоваться "Русь" - от самоназвания одного из влиятельных местных ответвлений варягов. Таким образом, свершилась трагедия, всю глубину которой мы еще не в состоянии осмыслить. Должная оценка этой трагедии будет, несомненно, дана будущими поколениями наших потомков. ....современные белорусы, северные украинцы и смоляне - это по генетике "материковые скандинавы". Или наоборот - скандинавы - это "заморские белорусы" и т. д. Называйте их так, как вам удобно. От этого суть дела не изменится." Там много чего ещё интересного.
Столько разных аргуметов приводилось: и исторических (из разных стран источников-летописей ), и генеалого-антропологические исследоване (в том числе и российских из РАН ) .., что коренные жители западной Смоленщины - этнические беларусы , какие ещё аргументы надо ? А то что сейчас западная Смоленщина в РФ, так в своё время ВКЛ не смогло в одиночку ( поэтому и вынуждена была заключать унии) противостоять Азии( московии; рос.империи), вот обкорнали по периметру. Ёще и СССР приложился.
Думаю-все это понимают.Даже наши оппоненты.Всё понимают,а сказать не могут. 8 сентября 2011года,в День Воинской Славы принят герб литвинов. LN Поўны варыянт герба літвінаў уяўляе сабой стылізаваную выяву двух рыцараў, якія трымаюць шчыт з гербам «Пагоня» (малы герб). Вышэй шчыта з «Пагоняй», у праменях узыходзячага сонца, размешчаны старажытны дагеральдычны славянскі сімвал літвінаў — «Калюмны», выкарыстоўваны пазней, у часы ВКЛ, як знак вялікакняжацкай улады і называны «Слупамі Гедыміна». Ззаду кожнага з рыцараў, на высокім флагштоку, знаходзіцца адзін з літвінскіх нацыянальных сцягаў – злева: рыцарскі літвінскі сцяг часоў ВКЛ (пасунуты бліжэй да дрэўка пурпуровы крыж на белым фоне), справа – узніклы на пачатку ХХ стагоддзя сцяг літвінска-беларускага нацыянальнага адраджэння (трохпалосны бела-чырвона-белы сцяг). У ніжняй частцы герба змешчана дэвіз, напісаны на лацінскай і сучаснай літвінскай мовах. Усе элементы вялікага герба задзіночаны на фоне атрыбутаў вялікакняжацкай улады гістарычнай дзяржавы літвінаў – ВКЛ: увенчанай «Крыжам Ярылы» кароны з ападаючай паабапал мантыяй. Поўны варыянт герба літвінаў адлюстроўвае сутнасць, пераемнасць і цэласнасць літвінскай нацыянальнай ідэі ў яе старажытным (да часоў ВКЛ), новым (часы ВКЛ і Рэчы Паспалітай) і найноўшым (ХІХ – ХХІ стагоддзі) гістарычных перыядах. RU Полный вариант герба литвинов представляет собой стилизованное изображение двух рыцарей, которые держат щит с гербом «Погоня» (малый герб). Выше щита с «Погоней», в лучах восходящего солнца, расположен древний догеральдический славянский символ литвинов — «Колюмны», используемый позднее, во времена ВКЛ, как знак великокняжеской власти и называемый «Столпами Гедимина». Позади каждого из рыцарей, на высоком флагштоке, находится один из литвинских национальных флагов — слева: рыцарский литвинский флаг времен ВКЛ (смещенный к древку пурпурный крест на белом фоне), справа: возникший в начале ХХ столетия флаг литвинско-белорусского национального возрождения (трехполосный бело-красно-белый флаг). В нижней части герба расположен девиз, написанный на латинском и современном литвинском языках. Все элементы большого герба собраны воедино на фоне атрибутов великокняжеской власти исторического государства литвинов — ВКЛ: увенчанной «Крестом Ярилы» короны с ниспадающей по обеим сторонам мантией. Полный вариант герба литвинов отражает сущность, преемственность и целостность литвинской национальной идеи в ее древнем (до времен ВКЛ), новом (времена ВКЛ и Речи Посполитой) и новейшем (XIX – XXI столетия) исторических периодах.
Смаленшчына. Этнас і мова (на беларускай) - http://www.smalensk.org/?p=486#more-486 http://goo.gl/ImFz6 - перевод на русский
Белая Русь в 18 веке.Такая маленькая-в пределах Смоленской области,со столицей в Белой. 18 век-Смоленск-в Россие. Moscovy, or Russia in Europe.= Eman[uel] Bowen.17…г.
Первое упоминание Смоленска как Белая Русь относится к 1418 году.Это намного раньше времени появления этого термина на территории современной Беларуси.Ну а вообще этим термином первоначально называли Суздальское княжество,потом Псковскую землю.Позже Смоленска Белой Русью называли Новгород Великий.... Упоминаний о "Белой Руси" и "белых русинов" приносит хроника Вселенского собора в Констанце (1414-1418), написанная Ульрихом Рыхенталем после 1420. Самая старая сохранившияся рукопись хроники происходит с 1438-1450 годов147... издание этой рукописи, подготовленное М. Р. Буком 148. Хроника впервые была издана в Аугсбурге в 1483 г., a второй раз - в 1536 г.149. "Белая Русь", или скорее "земля белых русинов", по Рыхенталю, базируется на окраине Европы: "Европа - это земля, на которой мы находимся, она распространяется к белым русинам, до Смоленска, а оттуда к настоящей Турции, (описанной) Лянуа; княжества Литвы, Польши, Славонии, Венгрии, Моравии, Чехии, Римской империи»150. Упоминая народы, которые принадлежат к германской нации, Рыхенталь пишет: "Германцы. Это немцы, к которым относится Римская империя; Королевство Чехия, Королевство Венгрия, Польское королевство, Литовская земля, Русская земля: настоящая Русь, Красная Русь, Белая Русь; край и город Великий Новгород, который является христианским ".151 Участники Констанцского собора сначала разделялись на четыре нации: итальянскую, французскую, английскую и немецкую, к которым позже добавилась испанская. К немецкой нации, кроме поляков, литовцев и русинов, принадлежали скандинавы, шотландцы, чехи и вугорцы152. В Констанцской рукописи, котороя происходит с 60-х годов XV в., Литву представляли в этом месте как расположенную в русских землях и составленную из четырех княжеств: "истинной Руси", "Красной Руси", "Белой Руси" и Смаленска153. Описывая одну из делегаций Витовта в 1417 г., Рыхенталь отмечает: "Прибыли послы от князя Витовта из Литвы, от хозяина деспота князя Рашки, великой госпожи Великой и Малой Валахии, от двух королей из Турции, от князя Белой Руси ..." 154 . Рашко - это Сербия, а Малой Валахии называли Молдавию. А "князем Белой Руси" был, наверное, упомянутый уже несколько раз Федор Юрьевич, хотя он прибыл не с Витовтом, a c жалобой на Витовта. В присоединенном к хронике иллюстрированном гербовнике Рыхенталь содержит герб "князя Федора из Белой Руси и хозяина Смоленска" (щит, разделенный накрест на четыре поля: в первом и четвертом красным белый геральдический крест, во втором и третьем желтый павлев (задняя часть), на нем белый орел с разинутым клювом)155 . Материал взят из "Хронолгии Белой Руси"
:rofl: :rofl: :rofl: ... неужели вы настолько слепы, что не видите дальше своего носа? ... последний раз вам вторю, что коренных жителей там где вы их ищите 0,1% населения, какие ещё аргументы надо? ... проведите сначала серьезные научные исследования по определению этноса населения /а не по ушам и носу как определяет "Сергей Кмит" :rofl: / ... тогда можно будет продолжить этот разговор
Во даёт.Все некоренные? smits,да успокойся ты-этническая принадлежность определяется исключительно самосознанием человека, а не его генами и антропологией. Кем были смоляне-всем ясно.Так же ,как ясно-кем они стали сейчас.Весь вопрос-кем им быть в будущем. Тема интересна сама по себе,даже без постановки этого вопроса.А ты постоянно поднимаешь этот вопрос.Может наш,сильно законспирированный? :help:
... а ты проверь, научно, серьезно, если для тебя это важно ... недавно ты говорил совсем обратное к чему бы это?
Так мы это и проверили в процессе обсуждения темы.Или у тебя свои методы.Поделись.Помню,как доказывал,что всех вырезали немцы,но арифметика подвела. Найди,где я говорил совсем обратное.
... об наречии на смоленщине: Современные диалектологи - с оговорками или без оговорок - причисляют смоленский диалект (говор, наречие) к южновеликорусским говорам, однако его неоднородность, яркое своеобразие, обилие заимствований из других языков и производных от них обусловливают особое положение диалекта среди других южно-великорусских говоров. Своеобразие смоленского диалекта объясняется необычайной сложностью исторических условий, в которых находился Смоленский край на протяжении целых эпох. На основе общности социально-экономических и общественно-политических условий в определенные этапы их развития сложились языковые связи Смоленского края с Украиной и Белоруссией. С 1404 г. по 1514 г. Смоленское княжество находилось в составе Литовского государства, но за это время язык смолян не подвергся сколько-нибудь заметному воздействию языка захватчиков. Но в начале ХVII века Смоленск и Смоленщина вновь подвергаются чужеземному нашествию: после продолжительной осады, длившейся с 1609 г. по 1611 г., Смоленск захватили поляки, и с 1611 г. по 1654 г.), а некоторые смоленские земли и до 1667 г. (Смоленщина находилась в пределах Польско-Литовского государства. Если в период столетнего литовского владычества русский язык на смоленских землях не подвергался дискриминации и оставался ведущим в управлении и судебном производстве, то во время правления польского короля обязательным становится польский язык, а через небольшой отрезок времени в письменном производстве основным становится язык латинский. Эти десятилетия и явились определяющими в этническом и языковом отношении для населения Смоленска и Смоленского края. Непосредственное общение с поляками, многие из которых после 1654 г. навсегда остались в Смоленске и его уездах (отсюда большое число польских по происхождению фамилий среди смолян), в связи с чем для их потомков Смоленщина стала единственной родиной, привело к появлению в смоленском диалекте огромного количества полонизмов или слов, пришедших в словарный состав смоленских говоров из других западноевропейских языков через посредство старопольского. Заимствованные из польского языка или через его посредство слова обросли с течением времени образованными от них уже на смоленской почве новыми словами, причем последних оказалось значительно больше, чем самих заимствований (иногда более десятка производных от одного заимствованного слова). Большая часть польских непосредственных или опосредованных заимствований проникла в свое время и в старобелорусский и староукраинский языки, причем общее число полонизмов в нынешнем белорусском языке превышает количество полонизмов в смоленских говорах, поскольку Белоруссия более длительный период находилась под властью поляков. В то же время тесные торговые, экономические и другие связи Смоленского края и Белоруссии обусловили и вхождение в смоленский диалект ряда слов непосредственно из старобелорусского, а затем и белорусского языков. Однако своеобразие смоленского диалекта, его особое положение среди южновеликорусских говоров объясняется не только общностью судеб Смоленского края и Белоруссии, их вхождением в свое время в состав Польско-Литовского государства. Показания смоленской письменности прошлых эпох подтверждают высказывавшееся ранее мнение ученых о том, что смоленский диалект первично был севернорусским и лишь позднее приобрел южновеликорусские черты. Лексические данные, свидетельствующие об этом, многочисленны, но есть и нелексические доказательства, например, произношение в прошлом смолянами Г взрывного. В современных смоленских говорах на месте Г произносится обычно фрикативный звук, однако в говорах отдельных сел сохраняется и прежнее произношение - Г взрывного. На произношение в ХУII в. смолянами Г взрывного указывают косвенно и прямо памятники смоленской письменности этого времени. Е.Н. Борисова http://nasledie.smolensk.ru/pkns/index. ... &Itemid=98