... Сергей Кмит, ещё один урок тебе про татар: Золотая Орда: мифы и реальность. В начале 13 века монгольские племена, объединенные властью Чингис-хана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во второй половине 13 века пространство от Тихого океана до Дуная оказались под контролем потомков Чингисхана – Чин-гизидов. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим на которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила название в русских летописях "Алтын Орда","Золотая Орда" или просто "Орда". Начало политической истории Золотой Орды относится к 1243 году, когда Батый возвратился из похода в Европу. В этом же году великий князь Ярослав первым из русских правителей прибыл в ставку монгольского хана за ярлыком на княжение. Золотая орда была одним из крупнейших государств средневековья. Ее военная мощь в течении долгого времени не имели равных Дружбы с ордынцами искали правители даже отдаленных стран. По территории орды проходили важнейшие торговые маршруты, связывающие Восток и Запад. В научной и учебной литературе - как и на уровне обыденного сознания - утвердились некоторые стереотипы и заблуждения связанные с Золотой Ордой. Это относится к развитию культуры, наличию городов, соотношению понятий "монголы" и "татары", некоторым моментам русско-ордынских отношений. Долгое время Золотая Орда была нежелательной темой в науке, любой положительный факт по отношению к ней казался сомнительным. Термин "татарщина" в трудах классиков марксизма был синонимом варварства и нес исключительно пренебрежительный смысл. Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла собой весьма пеструю смесь самых разных народов -монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и пр. Но основную массу населения составляли половцы, в среде которых уже в 14 веке стали растворяться завоеватели, забывая свою культуру, язык, письменность (подобные процессы характерны были и для других государств, созданных монгольскими завоевателями). Многонациональный характер Орды наследовался ею вместе с завоеванными территориями, принадлежавшими ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Поволжской Булгарии. В литературе самое широкое хождение получило наименование населения золотой Орды "монголо-татарами". После знакомства с историческими фактами условность этого термина становится очевидной. Этноним "монголы" является самоназванием объединенных Чингисханомплемен, однако повсюду, где появлялись монгольские войска, их называли татарами. Это было связано исключительно с китайской летописной традицией, с 12 века упорно именовавшей всех монголов "татарами", что соответствовало европейскому понятию "варвары". Это название китайцы распространяли не только на монголов. За одним из племен, несшим пограничную службу на северной границе Китая и охранявшим ее от монголов, этноним "татары" закрепился как самоназвание. Татары постоянно враждовали с монголами, в 12 веке отравили отца Чингисхана. Придя к власти в Монголии, Чингисхан поголовно истребил их. Однако китайцы продолжали применять термин татары по отношению к монголам. Оно и было принесено в Европу из Китая задолго до похода Батыя. Русские летописи по отношению к населению Золотой Орды употребляли слово "татары", хотя на Руси хорошо знали, что основатели улуса Джучи называли себя монголами. Словесный гибрид "монголо-татары" возник в 19 веке и укрепился в российской историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. Современные татары не имеют отношения к народу, обитавшему до 13века на границе Монголии с Китаем. Они возникли в результате сложных межэтнических контактов и взаимодействий. Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде состоит в том, что это государство было чисто кочевническим и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Уже приемники Чингисхана отчетливо поняли, что "нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне". В Золотой Орде было создано более сотни городов, выполнявших функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства - город Сарай - насчитывала 75 тыс. жителей. По средневековым масштабам это был огромный город. Нельзя, однако, забывать и того, что эти города были построены сотнями тысяч пленных, которых монголы сгоняли из завоеванных территорий. Подавляющее большинство монгольских городов было разрушено Тимуром в конце 14 века, но некоторые сохранились до наших дней - Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской территории строились города с преобладанием русского населения - Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества ("Калуга" переводится на русский язык как "застава"). Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное время способствовавший сохранению могущества Орды. Культурная жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе уживались приверженцы различных исповеданий, К примеру, в роду самих Джучидов хан Батый был язычником, его брат - Берке мусульманином, сын Сартак - христианином. Развивалась традиционная народная культура - особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера, а также орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности. Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в 14 веке стали интенсивно строиться мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских и т.п. Постепенно различные элементы многоэтничной культуры объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую Орду. А отличие от Иране и Китая, где монгольская культура быстро и легко растворилась без заметных следов, в Золотой орде в один поток слились культурные достижения разных народов. Одним из самых полемичных в отечественной историографии является вопрос об отношениях между Русью и Ордой, о степени тяжести так называемого "монголо-татарского ига" и его последствиях для хода русской истории. В 1237-1240 годах разобщенные в военно-политическом отношении Русские земли, подверглись разгрому и разорению войсками Батыя. Удары монголов по Рязани, Владимиру, Ростову, Суздалю, Галичу, Твери, Киеву оставили в сознании русских людей впечатление шока. После Батыева нашествия во Владимиро-Суздальской, Рязанской, Черниговской, Киевской землях более двух третей всех поселений было уничтожено. Массово вырезались и городские и сельские жители. Такую или похожую картину рисовали русские летописцы в подавляющем большинстве российские историки. Трудно сомневаться, что агрессия монголов принесла жестокие несчастья русскому народу. Но в историографии имелись и другие оценки. Так, в 1930 г. М.Нечкина писала: "Жестокости и "зверства" татар, на описание которых русские историки-националисты, не жалели самых мрачных красок, были в феодальную эпоху обычным спутником любых феодальных столкновений... Трудовое население покоряемых татарами земель зачастую рассматривало их в начале покорения как союзников в борьбе против угнетателей - русских князей и половецкой аристократии". Смягченную оценку Батыева погрома пытался дать Л.Н.Гумилев, но и он не мог затушевать жестоких расправ монголов над русскими в конце 30-начале 40-хгодов 13 века. Монгольское нашествие нанесло жестокую рану русскому народу. Завоеватели в течении первого десятка лет после нашествия не брали дани, занимаясь только грабежами и разрушениями. Но такая практика означала добровольный отказ от долговременных выгод. Когда монголы осознали это, начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монгольской казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольского ига". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до 14 века. По подсчетам В.В.Каргалова, в последнюю треть 13 века Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подверглись террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений. Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С.М. Соловьев четко и однозначно "развел" период опустошений русских земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке "ига" советский историк А. К.Леонтьев подчеркивал, что Русь сохранила свою государственность, и не была прямо включена в состав Золотой Орды. Негативно влияние монголов на русскую историю А.Л.Юрганов, но и он признает, что хотя "непокорных унизительно наказывали... те князья, которые охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того - роднились, подолгу гостили в Орде". Многие русские князья становились - по выражению Юрганова - "служебниками" монгольских ханов. Н.М.Карамзин считал, что независимость от монголов способствовала преодолению раздробленности русской земли, созданию единой государственности, подводя русских к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В.О.Ключевский выделял еще одну сторону власти монгольского хана над русскими князьями - он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора, и что без арбитража Орды" князья разнесли бы Русь в клочья" своими усобицами. Возникновению термина "иго" мы обязаны Н.М.Карамзину, который писал: "Государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров". Л.Н.Гумилев категорически отвергал понятие "монголо-татарское иго",называя его мифом. При этом он утверждал, что "...говорить о завоевании России монголами нелепо, потому что монголы в 1249 году ушли из России, и вопрос о взаимоотношении между Великим монгольским Улусом и Великим княжеством Владимирским ставился уже позже и решен был в княжение Александра Невского, когда он добился выгодного союза с Золотой Ордой". Писатель Б.Васильев одну из своих статей прямо озаглавил "А было ли иго ?", приводя доводы в пользу добровольности русско-ордынского союза, говоря о дани как законной плате монголам за охрану русских границ, о фактах участия русских войск в организованных монголами военных походах. (Действительно, русские отряды участвовали в завоевании Северного Кавказа, Южного Китая и др.). В свою очередь, публицист В.Кожинов, не отрицая монгольского ига, отвергая тезис о его чрезвычайной обременительности для русского народа. При этом он ссылается на исследование историка П.Н.Павлова "К вопросу о русской дани в Золотую Орду", опубликованное в 1958 году. Согласно выкладкам, приведенным в этой работе, выявляется, что в среднем на душу населения годовая дань составляла всего лишь один-два рубля в современном исчислении. Такая дань не могла быть слишком тяжелой для народа, но сильно ударила по казне русских князей. Но справедливости ради следует отметить и то, что дань ("выход") далеко не во все времена была одинакова. Так в некоторых документах говорится о сумме в пять тысяч рублей, собираемых с северо-восточных княжеств. В весовом значении эта цифра превышала тонну серебра. В масштабе цен 14 века - огромная сумма. В Золотой Орде в середине 14 века насчитывалось 110 городов, а на северо-восточной Руси было 50 городов. Вне всякого сомнения значительная часть городов золотордынских была построена на русское серебро и руками пленных мастеров. После же похода Тохтамыша на Русь в 1382 году дань стала крайне тяжелой - по полтине золотом с деревни. В 30-70 годах 15 века низший предел выхода составлял 100 000 рублей. Это огромная сумма. Крупное село с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило в те времена всего несколько десятков рублей. Специфику составляло и то, что угнетение не было прямым: угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Такая форма зависимости не направлялась на отдельно взятые личные интересы, а связывала их круговой порукой. По мере ослабления Орды угнетение теряло остроту. Своеобразие русско-ордынских отношений становится понятным только в контексте той исторической эпохи. В середине 13 века децентрализованная Русь подверглась двойной агрессии - с Востока и Запада. При этом западная агрессия несла несчастья никак не меньше: она была подготовлена и финансирована Ватиканом, заложившего в нее заряд католического фанатизма. В 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, затем обратили взоры к Прибалтике и Руси. Их давление было не менее жестоким, чем у монголов: немецкие рыцари уничтожали сербов, пруссов, литвинов. В 1224 году они вырезали русское население города Юрьева, ясно дав понять, что ждало бы русских в случае успешного продвижение немцев на восток, Цель крестоносцев - разгром православия - затрагивала жизненные интересы славян и многих угро-финнов. Монголы же были веротерпимы, духовной культуре русских они всерьез угрожать не могли. И в отношении территориальных захватов монгольские походы заметно отличались от западной экспансии: после первоначального удара по Руси монголы отошли назад в степь, а до Новгорода, Пскова, Смоленска они вообще не дошли. Католическое же наступление шло по всему фронту: Польша и Венгрия устремились на Галицию и Волынь, немцы - на Псков и Новгород, шведы высадились на берегах Невы. Как писал русский историк, работавший в эмиграции, Г.В.Вернадский,"Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом". Разные варианты выбора олицетворялись деятельностью двух русских князей - Даниила Галицкого и новгородского военачальника Александра, названного Невским. Даниил - он по версии Вернадского - поначалу лавировал между Западом и монголами. Ему удалось получить поддержку Батыя, после чего его внешнеполитический вес резко вырос. "Запад начал заискивать перед ним" (по словам Вернадского). Однако Даниилу показалось унизительным расположение к нему ордынцев: "злее зла честь татарская"- отразил его чувства летописец. Даниил вступил в переговоры с папой римским, рассчитывая на военную помощь Запада. Никакой помощи он не получил. Разменявшись на повседневные политические мелочи, он упустил из рук главные нити исторических событий, открыл Венгрии, Польше, Литве дорогу в Юго-Западную Русь. Волынь и Галиция на долгие века попалив сферу влияния католичества, оторвавшись от общерусского культурного потока. Вернадский писал: "...используй Даниил с тыла поддержку монгольской силы, - он достиг бы результатов совершенно непредвиденных и непредсказуемых. Он мог прочно утвердить Русь и Православие в восточной и средней Европе. Шумная и блестящая эпопея Даниила Галицкого прошла впустую". Для верного выбора внешнеполитической стратегии и тактики "нужно было отчетливо сознавать и глубоко чувствовать - инстинктом, нутром, так сказать, - исторический смысл своеобразия русской культуры - Православие" (Вернадский). Александр Невский, заручившись дипломатической поддержкой монголов и страхуя свои тылы, подавил все попытки немцев и шведов проникнуть в земли Северо-Западной Руси. Подчинение Александра монголам не было механическим - он выделил в них те стороны, которые могли помочь сохранить и утвердить русскую культурную самобытность, защитить ее от католического Запада. В 1240 году Александр разбил на Неве войско шведского ярла Биргера, получившего благословение на крестовый поход от Римского папы. Еще через два года он изгнал ливонских рыцарей из Копорья и Пскова, разгромив их на льду Чудского озера. В 1245 году он победил литовцев в районе Витебска и Торопца. Папа Римский за признание католичества пообещал Александру помощь ливонцев против татар. Но Невский остался верным избранному курсу. Он помог Батыю в решении внутриордынских династических споров. В 1252 году уже монголы поддержали Александра в усмирении его противников среди русской знати. В 1262 году Александр воевал против ливонцев и укрепил дипломатический союз с монголами, миром уладив возможный конфликт с ордой после избиения монгольских баскаков во многих северорусских городах, предотвратив тем самым кровавый погром Руси. А в 1269 году монгольский отряд помог новгородцам отогнать крестоносцев от стен города. В некоторых публикациях подчинение Александра Орде рассматривается как предательство христианского мира, а его сотрудничество с Золотой Ордой как одна из важный причин установления ига.. Эта позиция является прозападнической. Александр Невский сорвал колонизаторские планы Запада, сохранил плацдарм для накопления Русью жизненных сил, решил задачу спасения самого ценного наследия - культурной традиции. Здесь уместно привести мнение Костомарова который отмечает, что как раз "духовенство более всего уважало и ценило этого Александра Невского. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попытке к освобождению и независимости,- все это вполне согласовывалось сучением, всегда проповедуемым православной церковью считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой". После его кончины (14 ноября 1263), как сообщает летописец, "бысть во всемъ народе плач неутешен". В литературе можно встретить предположение, что подобно его отцу, Александр был отравлен в Орде татарами. Эта версия не сочетается с реальными фактами. Можно предположить, что длительное пребывание в непривычных климатических условиях (почти год - 1262/63) отрицательно сказалось на здоровье уже немолодого по тогдашним меркам человека. К тому же Александр, по-видимому, железным здоровьем не отличался: под1251 годом летописи упоминают о тяжелой болезни, едва не сведшей его в могилу в тридцатипятилетнем возрасте. Зависимость от Орды сочеталась с неоднозначным развитием политических и дипломатических отношений. С одной стороны русские князья получали подтверждение на княжение в ханской ставке, неугодные ордынцам убирались с политической арены. С другой же стороны и Русь имела каналы политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь. Уже при первой податной переписи, проведенной монголами на Руси в 1246 году, церковь и духовенство были исключены из нее и оставлены в покое. В 1261 году в Сарае была учреждена епархия русской церкви, что позволило через миссионерскую и проповедническую деятельность распространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищать интересы православных пленников. 18 лет спустя ордынский хан Менгу-Темир первым выдал ярлык русскому духовенству на имя митрополита Кирилла. "Мы жаловали, - писал он,- попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молятза нас Бога, и за наше племя без печали, благославляют нас, да не клянут нас... Аще кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, то грехна нем будет". Ярлык признавал неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Мы не знаем до конца монгольского владычества на Руси, до 1480 г., ни одного случая посягательства ханов на установившиеся привилегии русской церкви. Свободная от выплаты дани монголам православная церковь имела возможность исподволь формировать материальную базу для начала освободительной борьбы. Однако вопрос о формировании освободительной идеологии окончательно вышел на повестку дня лишь в 1318 году после объявления ханом Узбеком ислама родовой династической религией Орды. Но тем не менее, по выражению арабского историка Абульгази, и Узбек "правил землею своею по закону отцев и дедов своих". Очень важно и то, что принятия Ордой ислама события развивались так, что Золотая Орда могла стать если не прямо русским, то монголо-русским государством, как было монголо-китайское, монголо-персидское, а с другой стороны - литовско-русское. Существенным для такого слияния в новых монгольских государствах был религиозный вопрос. Культурное слияние было полным, когда правящая монгольская знать принимала веру большинства населения страны, как это в Китае (буддизм) и в Персии (ислам). При условии, что монгольские ханы приняли бы православие, духовным и культурным центром русской земли мог оказаться Сарай, а не Москва. Деятельность православной епархии в Орде не прошла даром. После 1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинстве своем принимались на военную службу к московскому князю, находившемуся в союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности. Уже в конце 13 века сбор дани Орда передала русским князьям, что облегчало им возможности для финансового и политического маневрирования. Иван Калита и другие потомки Александра Невского продолжали проводить политику "смиренной мудрости", постепенно накапливая предпосылки для перелома в происходящем. Перелом произошел в 1380 году, когда на Куликовом поле московское войско, вбирая в себя массы добровольцев из всех русских земель выступило против ордынского темника Мамая, поддержанного Литвой и Генуей. Русь окрепла, Орда стала терять былую мощь. Политика Александра Невского естественным образом превратилась в политику Дмитрия Донского. Ордынское иго оказало мощное воздействие на ход русской истории. Как писал Г.В.Вернадский, "подчинившись государям из дома Чингисхана, Русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого океана до Средиземного моря". Через 200 лет после создания ханом Батыем монгольского государства оно распалось на несколько составных: Большую Орду, Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую Орду. В то же самое время Московская Русь - напротив - консолидировалась и набирала мощь. После распада Золотой Орды ее геополитическое наследство неизбежно должно было кому-то перейти - оно перешло к Руси. Л.Н.Гумилев утверждал, что россияне (великороссы) - этнос, сложившийся из трех компонентов: славяне, угрофинны и татары ("татары" -т.е. смесь тюрок с монголами). Он называл этот этнос очень сильным и свободным от вражды на национальной почве. Уважая точку зрения Гумилева, тем не менее нельзя преувеличивать масштабы смешения монголов и жителей Северо-Восточной Руси. Не отрицая русско-монгольских межэтнических контактов, следует признать, что их уровень не определял качественные характеристики великорусского этноса, что особенно проявляется при сравнении со степенями монгольского влияния на булгар, половцев, башкир, чувашей. Влияние ордынской материальной и духовной культуры на вполне сложившуюся русскую имело, бесспорно, место, но было неспособно переломить ее своеобразие. Русский историк-эмигрант В.А.Рязановский писал еще в 30-е годы:"...Культура Востока, несомненно, оказала довольно значительное влияние на русскую культуру, но, конечно, не только культура монгольская...но и иранская, арийская, и главным образом эта последняя. Влияние скифо-сарматской культуры, персидской, индийской, угрофинской, тюркской, монгольской и даже отдаленной китайской сказались на русской культуре. Но в этом влиянии элемент монгольский не играл не только исключительной, но и какой-либо особо значительной роли". Потеря государственной независимости и выплата дани были нелегким моральным трудом для русского народа. Но борьба против этих явлений ускорила процесс централизации Русского государства, заложила основы для создания российской государственности, послужила стимулом для укрепления национального самосознания и общественной консолидации. Несмотря на всю неоднозначность русско-ордынских отношений, на постепенно спадавшую остроту в них, генетическую память народа невозможно было освободить от ужасов первоначального удара Батыя по Руси. "Наши летописи красочно описывают нашествие монголо-татар и его результаты. Киев и Владимир подверглись почти полному разгрому, во Владимире-Волынском не осталось ни одного живого человека, в Переяславле (южном) была перебита половина жителей, а другая отведена в плен, в Торжке истреблены все жители, в Козельске - также и т.д. и т.п. Едва ли есть надобность повторять общеизвестное: об уничтожении огнем и мечом городов и селений, о тяжком иге, наложенном на Русь в виде подчинения чужой и низшей по культуре народности и возложении тяжелой дани, вызывавшей неоднократно местные восстания, тонувшие в зареве пожарищ и потоках крови. Все это имеется в наших летописях. Быть может в них есть и преувеличения. Но общая картина тяжкого бедствия, выпавшего на долю государства и остановившего на значительное время его развитие -верна..." - писал В.А.Рязановский. Поэтому после получения независимости в общественном сознании особое место заняла "идеология выживания", которой подчинялась и социальная структура русского общества, и хозяйственная жизнь Руси. Формировалась установка на особую осторожность в выборе путей развития, что граничило с изоляционизмом и преобладанием политического консерватизма. Послеордынская Россия встала на путь эволюции особого типа, который в части историографии не совсем точно назван "моделью догоняющего развития".
... Сергей Кмит, и в завершение перед выходными, последний урок как и почему образовалось Литовско-Русское государство: Одним из последствий государственной децентрализации Киевской державы, усиленных Батыевым погромом, стало разобщение древнерусских территорий, когда Юг и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогда единый славянский народ разделился на три ветви - великороссов, украинцев и белоруссов. Разрыв культурных и политических связей между частями некогда единого целого вел к консервации некоторых диалектных и обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общности не оставляло потомков древних русичей в условиях взаимоизолированности. Присоединение западно-русских земель к Литве началось во второй трети 13 века при великом князе Литовском Миндовге (? - 1341). Захватив русский городок Новогородок (или Новгродск) в верховьях Немана, оно сновал в нем свое княжество и распространил свою власть на некоторую часть Литвы, жмуди, ятвигов и на русские волости: Полоцкую, Витебскую, отчасти Смоленскую. Покорив русские земли с помощью своих литовцев, он уже затем с помощью русских распространил свое влияние и господство среди литовских князьков. Воюя с немцами, он двигал против них в одном ополчении и литовцев и русских. Так, он первый из литовских князей старался сблизить враждебные племена русские и литовские и на их соединении построить свое государство. Это государство было еще непрочно и слабо, но оно давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар, потому оно и держалось. С 1315 года в Литве действует князь Гедимин (1315 - 1341), основа-тель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских земель больше государство. Гедимин подчинил себе все русские княжества от Полоцка до Киева (1362) и подготовил присоединение Волыни. Границами его земель с востока были земли Смоленские и Черниговские, а с юга- Волынские. Своим обширным княжеством Гедимин управлял сначала из неприступного города Троки (Трокский) замок стоял на острове посреди озера), а затем из Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Немана. Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Ясно, что Литовской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся юго-западная Русь. Гедимин начал ее собирание, а его дети и внуки собирание закончили. Дело это совершилось быстро и легко, потому, что население русских земель само охотно шло под власть обруселых Гедиминовичей. Русское влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преобладанием, подчиняя господствующую в политическом плане народность -литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, русские служили в литовских войсках, нередко занимая руководящие должности, они управляли от имени Гедимина городами и волостями, ездили в посольства от имени литовского государя. При дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык, поскольку в то время литовского письменного языка не существовало вовсе. Гедимин и сам себя считал не только литовским, но и русским князем, и в отношениях с немцами называл себя "Rex Litwinorum Ruthenorumque". Эти тенденции были сломлены, когда великим князем Литовским стал Ягайло (1377 - 1392). В 1385 году из Польши ему было сделано предложение жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву. У польского правительства были веские побуждения желать этого брака."Надобен был жених, - пишет С.Ф.Платонов, - не столько приятный невесте, сколько полезный польскому государству. Такого и нашли польские паны в лице Ягайла". В 1386 году Ягайло принимает католичество, женится на оформляет унию Польши и Литвы, женится на Ядвиге и становится королем Польши под именем Владислава. Началось общее обращение литовцев-язычников в католичество, сопровождавшееся одновременным наступлением и на православие. До 1386 года в Русско-Литовском государстве было две религии -православие и язычество. Православно-русское население занимало, по приблизительному подсчету, 9/10 всех земель государства . Литовцы, как уже отмечалось, испытывали на себе сильнейшее влияние русской гражданственности; и они подчинялись ему охотно, потому что соединение того и другого народа под одною властью, совершалось исподволь и без острой вражды. Русско-Литовское княжество, казалось, должно было стать сплошь православно-русским государством. Уния же 1386 года, сделавшая правительство княжества католическим, поставила в Литве рядом с православием римскую веру, ему враждебную. Православие в Литве преобладало численно; католичество же стало там господствующим исповеданием, потому что государь Литовский сам его принял и обязался его распространять. Таким образом, в Литовском государстве появилась возможность религиозной вражды и столкновений на религиозной почве. С другой стороны, католичество было принесено в Литву поляками и сопровождалось поэтому польским культурным влиянием. Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на обширные западнорусские земли, были удовлетворены. Ее права и привилегии быстро перевесили права русской аристократии, да и русского населения вообще. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Упразднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, самоуправление заменялось наместничеством. Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. По-лонизация и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати, в то время как большинство русских сохраняло верность православию и древним традициям. Началось национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов 14 века. Эта вражда перерастала в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у национально мыслящей части западно-русского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого Русского государства. Процесс складывания государственного ядра на северо-востоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их.
smits,опять ты выложил без всяких ссылок.Чья статья(или статьи)?Надеюсь ты не сам придумал.Хотел прочитать только выделенное.Но прочитал всё.Наверно из за уважения к тебе. Не было никакой Московской Руси.Была Залесская Орда(помнишь в Задонщине?),или Московский улус,или просто Московия. В твоей статье: С распространением православия в Московии,начинают и московитов называть русскими,но в документах Русь-современная Украина. Не было такой Руси.Чтобы не включаться в долгие поиски и доказательства,буду приводить цитаты российских историков из обсуждения статьи "Александр Невский",которого ты дальше восхваляешь. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0% ... 0%B8%D0%B9 "Так, например, придумываеться несуществующее тогда название как "Северо-восточная Русь", хотя всем доподлинно известно, что кроме Киевской Руси (согласно ведомостям Рубрука) - никакой другой Руси не существовало." О каком единстве языка ты говоришь,если сам(или не ты) дальше пишешь,что не было этнического единства: Генетика это подтверждает и уточняет: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0% ... 0.BE.D0.B2 ""Проведенные исследования показывают, что в русских популяциях центральноевропейский генетический компонент материнского происхождения отличается от отцовской линии, что вероятно отражает процесс межэтнической ассимиляции в ходе формирования русского народа начиная с эпохи средневековья.[7] По предположению генетиков лишь на западе России русские представляют собой прямых генетических потомков славян, а в центральной части России русский этнос сформировался в результате смешивания мигрирующих славян и коренного финно-угорского населения. На востоке и в северной части этнического ареала произошло в основном только замещение дославянских языков и культуры славянскими." На востоке и севере русского этнического ареала славянской составляющей вообще нет.
До 15 века в Московии шла борьба религий:православия и мусульманства.Православие побеждало и (из твоей статьи): "После 1318 года на Русь двинулся поток православных татар. Они в большинстве своем принимались на военную службу к московскому князю, находившемуся в союзе с православной церковью. Москва затмила могуществом другие княжества, получив в свою дружину воинов, не имевших себе равных за счет совершенной боевой выучки и особой воинской солидарности."Татары становятся русскими.Современная маленькая мусульманская Татария-мелкий осколок большой Золотой Орды прошлого.Белорусская вера(откуда пошли беларусы) (А первые беларусы появились в 17 веке на Смоленщине после её отторжения от Литвы) отличалась от веры Московии тем,что она продолжала подчиняться Киевской митрополии и не смешивалась ни с мусульманством и ни с какими другими религиями....В статье smits-а монголо-татарские Ханы переносят главную митрополию с Киева в Москву-к себе.
Цитата:""Белая русь" - это не новодел 17 века, в отличии от никоновщизны. Территории с исконной киевской верой и ранее иногда именовали так. А в 13 веке после нашествия татар было важно выделить Русь как святую, т.е. "белую", т.к. произошло перемещение руси из захваченной киевщины в Литву и севернее в новгород, суздаль, владимир. Даже московия в 14-15 веке успела побыть белой(святой) русью в составе руской церкви (киевская митрополия). А далее московия вышла из состава руской правоверной церкви на 150 лет. Позднее же ,будучи автокефальной( никем не признанной), и вовсе себе вытребовала у плененного турками константинополя "всероссийскую"( не русскую) патриархию как новодел и ушла в отступничество( по понятиям староверов и белорусцев киевской митрополии), создав московское православие, подчинив оному силой царской россии всех правоверных белорусцев киева и позднее литвы-речи посполитой."
:good: В 13-14 веке -при монголо-татарах-свободные арендаторы. . Так было ли иго?Московия только усилилась.Князья,подчиняющиеся Орде и стоящие на страже её интересов , усиливались.Как Александр Невский,названный брат Сартака-сына Батыя.Кстати Сартак стал тоже русским,приняв московскую веру.А.Невский - главный русский герой тех времён,до 18 лет жил и воспитывался в Орде,при ханском дворе. Из обсуждения статьи "А.Невский": "Александр ещё не раз приводит на вольный город Новгород татарские "полчища", помагает Орде собирать дань. Для этого проводяться переписи населения, которые, конечно, не утраивают Новгородцев. Ведь кроме дани Хану они вынуждены платить придуманные Александром налоги, которые, якобы, ввёл сам Хан. Отсюда возникают "волнения". Которые жестоко карает "Великий святой" - «овому носа урезаша, а иному очи выимаша...». Вот тебе и любовь к Родине. И ведь верно, ибо родиной для него стала Золотая Орда! Постоянно прикрываясь татарским войском он, посути, уничтожил Новгород и прочие княжества - "...угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения и на поголовную дань...". Такую рьяность не объяснить холодным рассчётом.Невский карал всех ,кто словом или делом был против Орды.Даже родного брата Андрея.
В 1239 году Александр Невский женился на Полоцкой княжне и получил в наследство ,как считается историками, герб "Погоню".Это самое древнее изображение "Погони" на печатях.Даже древнее изображения "Погони" на печати Миндовга примерно 1250 года.Что вызывает много вопросов.Факт наличия "Погони" в гербах ныне российских городов Себеж,Невель(Псковщина),Велиж(Смоленщина), тоже вызывает вопросы.В общем получается существование герба "Погоня" до возникновения государства Литва.И сама "Погоня" как герб Литвы принята на рубеже 13-14 веков.
Подвиги А.Невского не выдерживают критики. Во=первых,шведы не знают о такой битве.По "русским"источникам-к Неве приплыли 2 ладьи(корабля?) шведов.Произошла стычка после которой щведы похоронили своих и уплыли. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0% ... 0%B2%D0%B0 О Ледовом побоище: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0% ... 1%89%D0%B5 "Спорным является вопрос о потерях сторон в битве. О русских потерях говорится туманно: «много храбрых воинов пало». Видимо, потери новгородцев действительно были тяжёлыми. Потери «немцев» обозначены конкретными цифрами, которые и вызывают споры. Русские летописи говорят: «и паде Чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ»[3]. «Рифмованная хроника» особенно говорит, что погибло двадцать рыцарей, и шестеро было взято в плен. Расхождение в оценках может объясняться тем, что «Хроника» имеет в виду только «братьев»-рыцарей, не принимая во внимание их дружины, в этом случае из 400 павших на льду Чудского озера немцев двадцать были настоящими «братьями»-рыцарями, а из 50 пленных «братьями» были 6." Немецкий вариант- http://de.wikipedia.org/wiki/Schlacht_auf_dem_Peipussee Тоска конечно с победами.Ну-на безрыбье.... Подобных стычек у литвинов с немцами было с сотню.Но были и крупные сражения. http://lib.rus.ec/b/274963/read "За время правления Гедемина немцы совершили свыше пятидесяти походов на Литву, а литовские князья — не менее двадцати нападений на земли Ордена. На борьбу с язычниками на помощь Тевтонскому ордену съезжались рыцари со всей Европы....."
smits, Теперь о твоём "последнем уроке". По-моему сейчас даже в школе не говорят о трёх ветвях русских.Я привёл выше дпнные археологии,генетики....о русских и беларусах и кому из народов они ближе-совершенно разные народы.Украинцы-третий народ-иранский и тюркский субстрат с наложением славян. Оно и закончилось при Миндовге-объединение земель без всякого кровопролития,включая Смоленск.Видимо ещё повлияло монголо-татарское нашествие. И в 13 веке "на литву,на Смоленск" идёт походом киевский князь Ярослав. цитата из Ипатьевской летописи: "1239 год. "Того же лета ходи князь Ярослав к Смоленску на Литву, и победи Литву".81 Опять же-никакой Западной Руси в источниках нет.Часть земель на востоке современной Беларуси,включая Смоленск,могли называться русскими по вере. Миндовг по первоисточникам-из династии Полоцких князей,по Великопольской Хронике-Миндольф-король Пруссии(пруссов-не немцев)(может быть в том числе) Новогрудок-городок,основанный ятвягами,Миндовг отстроил.По уровню цивилизации это был возможно самый развитый город в Восточной Европе ,что вызывает много вопросов и споров.Так например там была (во времена Миндовга) стекольная фабрика,алхимическая лаборатория.... Русские волости-Полоцкая,Витебская,Смоленская-если по вере,то да.Остальная Литва(Беларусь)-язычники.Но и в этих русских волостях православные-по городам,а вокруг-язычники-литвины(литовцы).Вся Литва подчинялась Миндовгу.Жмудь(предки современных литовцев),ятвяги,а так же русские Волыни воевали с литвинами Миндовга.В Волынской летописи рассказывается как коалиция русских(волынян),жмудинов,ятвягов и половцев потерпела поражение у Новогрудка("во Руте") от литвинов Миндовга. http://litopys.org.ua/oldukr/galvollet.htm (год 1252) Видишь какое расхождение.Потому что в первом случае имеется в виду две третьих территории-это Русь(Украина),а одна треть-территория Литв(Беларуси).А во втором случае - на 9/10 всех земель государства живут православные. -Король литвинов и русинов.В 1420 году добавятся ещё и жмудины(предки современных литовцев)-Жмудь отвоюет Витовт у тевтонцев. Конечно русины(украинцы) занимали посты на своих землях наряду с литвинами.В Жмуди (современной Летуве) почти вся шляхта(90%)на начальном этапе-литвины(беларусы) http://dodontitikaka.narod.ru/natsional ... _lits_vkl/ Надо тему создать-"Орда-Москва-Литва",а здесь-больше о Смоленске.
Ай да американцы - https://docs.google.com/viewer?a=v&q=ca ... hydQ&pli=1 Born June 1, 1804, in Novospasskoe near Smolensk in Belarus, Russia
Интересные данные о происхождении западных русских,восточных беларусов: The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия): Том 1, №1, 2009 год Следы балтийских славян в генофонде русского населения Восточной Европы Борис Малярчук,доктор биологических наук,2009г. "....некоторые популяции Северо-Западного региона России (Великий Новгород и Псков) и Северо-Восточной Поль- ши (Сувалки) демонстрируют очень высокое генетическое сходство..... Анализ генофондов северо-западных русских и северо-восточных поляков в сравнении с их непосредственными соседями – литовцами и эстонцами – также показывает достоверные различия между ними (0.73%). Таким обра- зом, генетическое своеобразие русского на- селения Северо-Западного региона России и Северо-Восточной Польши не может быть объяснено исключительно лишь их сходством с балтским и угро-финским населением, а является следствием появления уникальной генетической композиции, сложившейся, по- всей видимости, в результате взаимодействия трех генофондов – славянского, балтского и угро-финского..... Полученные генетические данные позво- ляют рассматривать псковско-новгородское русское население в качестве отдельной сла- вянской группировки в составе современных восточных славян. Генетическое сходство псковско-новгородского населения с польско- литовским населением Северо-Восточной Польши (Сувалки) свидетельствует о запад- ных истоках генофонда северо-западных рус- ских. В исторической литературе существует точка зрения о том, что Северная Русь была колонизирована так называемыми балтий- скими славянами, населявшими Южную При- балтику и Польское Поморье в эпоху раннего средневековья (Янин, Алешковский, 1971; Седов, 1979). На основании археологических и антропологических материалов и данных лингвистики (главным образом, переводов берестяных грамот) показано, что балтийские славяне продвинулись на восток и стали се- литься, начиная с V-VI вв., в северной части Восточно-Европейской равнины (Псковско- Ильменском крае, Полоцком Подвинье, Смо- ленском Поднепровье) среди местного балт- ского и угро-финского населения (Седов, 2003). Исследования происхождения древне- новгородского диалекта позволили предполо- жить, что он был привнесен большой группой славян, пришедших с территории Польского Поморья (Зализняк, 1995). Отсюда следует, что пути развития населения севера и юга Руси издревле различались, однако впослед- ствии «две славянские традиции» слились и стали развиваться неразрывно (Седов, 2003). Историки считают, что до IX в. в Восточной Европе существовали два территориальных массива славян (область юго-западной Руси с основным киевско-суздальским диалектом и псковско-новгородская область с древненов- городским диалектом), объединение которых привело к созданию Древнерусского государ- ства (Александров, Янин, 1987; Зализняк, 2008). Полученные нами генетические дан- ные вполне согласуются с этим сценарием и свидетельствуют о том, что следы былой диф- ференциации еще хранятся в генофонде....
Кривичи в Тверской области на самом западе? На ту же тему-о балтском субстрате кривичей и вообще беларусов: http://litviny.blogspot.com/2011/10/blog-post.html#more 1 сентября 2011 года. Интервью с профессором В.Седовым: "По результатам раскопок в Беларуси и Смоленщине видим,что эти земли отличаются от Киевщины,Новгородчины,Волыни,Польши....Балтские элементы в Беларуси и Смоленщине выявляются во первых в гидронимике и диалектологии,а так же в палеоантропологии.После Беларусь стала основой Великого Княжества Литовского и от Пскова,Новгорода и Московских земель.И формирование беларусов происходило на основе балтского субстрата.По археологии это легко проследить. Нам хорошо известна финно-угорская,иранская,балтская гидронимика,чтобы сделать вывод,что название рек Беларуси и Смоленска в большинстве балтского происхождения."
Сережа, по поводу генофондов могу порекомендовать познакомиться с трудами немецких специалистов середины прошлого века. Тоже в свое время много чего доказали.
Интересно было бы взглянуть.Немцам скрывать нечего....по поводу нашей генетики.По своей-другое дело.Так считалось,что 70 % немцев бывшей ГДР-этнически-полабские славяне,германизированные. Из последних генетических атласов(российских) Карта генетических расстояний от белорусов (классические маркёры).(Балановская) http://www.genofond.ru/LoadFile.aspx?file_id=1330 Удалённость коренных жителей Смоленщины от средних генетических показателей беларусов равна нулю.
Смоленским католикам будет интересно - bit.ly/xwNiUg http://www.pomni-smolensk.ru/index.php? ... &Itemid=11 "Епископ Стефан Денисевич 1836 – 1913 настоятель смоленского костела 1866 – 1896 епископ суфраган могилевской епархии 1890 – 1910 Ksiadz biskup Stefan Denisiewicz 1836 – 3.12 1913 probuszcz Smolenski 1866 – 1896 Biskup Sufragan Mohylowski 1890 – 1910"
А что там глядеть когда факты подогнаны под нужную доктрину, что собственно и происходит сейчас везде. Напомнить про Нижний Новгород? Это ярчайший образчик такого подгона.
К вопросу об униатстве в Литве(Беларуси) и как это было связано непосредственно со Смоленщиной: В 1596 году в Бресте была заключена религиозная Уния. Но ещё 129 лет назад была попытка православных восточных земель Литвы к заключению такой Унии с католической церковью.И роль Смоленских православных священников в этом была первостепенная. Пишут историки РПЦ: " .... группу лиц, скрепивших послание подписями, составили православные князья. Двое из них (их именами открывается перечень светских лиц, подписавших послание) были Гедиминовичами, близкими родственниками Казимира Ягеллончика, потомками брата его отца Ягайлы, Владимира Ольгердовича, от разных сыновей. Один, Михаил Олелькович, был сыном старшего из сыновей Владимира — Олелька (Александра) Владимировича, удельного князя Киева, и владельцем г. Слуцка в Белоруссии; другой, Федор Бельский, был сыном Ивана Владимировича, удельным князем г. Белая на Смоленщине. Таким образом, оба князя были племянниками короля Казимира. Вместе с ними послание подписью скрепил князь Дмитрий Константинович Вяземский — член рода смоленских княжат, потомков Рюрика. О его положении среди других Рюриковичей Смоленщины позволяют судить сведения из источников 80-х гг. XV в. о его сыне Михаиле Дмитриевиче. Михаил Дмитриевич единолично распоряжался в главном центре княжества Вязьме, облагая пошлинами проезжих купцов, при сношениях с великим князем он выступал как глава княжеской семьи («слуги наши, князь Михайло Дмитриевич Вяземский и вси князи Вяземскии»)[55]. По-видимому, и Дмитрий Константинович занимал подобное положение и был, следовательно, весьма видной фигурой среди православных княжат Рюриковичей"
... Сергей Кмит, ну зря ты так стараешься, я тебе в сотый раз вторю шо немае больше бяларусав на смоленской зямли ... усих бяларусав давно уже вырезали твои дружки - поляки, хфранцузы и немчи
Граммота взята из книги-"Архив Юго-Западной России издаваемых комисссией для разбора древних актов"часть первая,том седьмой,1887г. издания. Грамоту эту нашел Ипатий Поцей в кревской церкви и предоставил ее в 1605 г для полемики униатов с православными(о том ,что попытки унии были еще в 1476) Делегацию с Вильни от княжат и панов руских(по вере) возглавляет епископ Смоленский Мисаил,выбранный на Митрополию "киевского престола и всея росии". Митрополит Киевский и всея Руси.Москва-не Русь в то время по вере? Смоленские и вяземские князья-"белой Руси". Что заставило православное духовенство,князей и шляхту идти на поклон Папе Римскому Сиксту? В Москве царь Иван 3 в то время покоряет Новгород-как-мы помним.... Наверно в этом причина.
Познавательно http://rusarmageddon.narod.ru/liter/ukr/ukr1.htm Примерно то же самое можно сказать и о белорусском языке. Хотя конечно же это русский великодержавный шовинизм и белорусский и украинский языки послужили основной для русского.