Герб Кмита в гербаре беларуской литовской шляхты: http://gerby-belarus.livejournal.com/?skip=12 Здесь он немного другой. Из Википедии: "Русское — Самойла. На Западе — Самуэль. У армян — Самвел. Мусульманский вариант — Шами́ль." Ну и что? Ещё упоминались Филон и Семён-его предки. Отец: Кмита, Семен Мать: Крошинская, Татьяна Супруга: Анастасия Горностаева София Ходкевич
Полегче на поворотах. Что обидного в слове холоп? Ну, конечно если ты себя барином не считаешь. Не надо постить разную хрень из вики. А то почитать ту же вику так на Руси рабство было, а в Европах нет. Бред какой-то. Ты что определение из вики берешь? Типа холоп - это раб на Руси? Как у тебя все запущено. А фамилия твоя означает что вышел ты из несвободных, т.е. крепостных крестьян, а вовсе не рабов. Хотя с точки зрения твоей возлюбленной вики...
Это не моя фамилия,к сожалению."Кметы (также комиты, кмети, кмиты) — термин, широко распространённый в Средние века у славянских народов и имевший различные значения. Первоначально кметами назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В древнерусских литературных памятниках («Слово о полку Игореве» и др.) кметы — витязи, дружинники. В феодальной Болгарии и Сербии кметы — сельские старосты; в Боснии и Чехии — иногда должностные лица...." Материал в Вике размещается в том случае,если он подкреплён первоисточниками....Не всегда конечно там всё верно,но в случаях не принципиальных вполне можно пользоваться. О Филоне Кмите,воеводе Смоленском: Письма их Хроники Литовской М.Стрыковского (16 век): http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /pril2.htm год 1564: "Второе войско вящше, котораго 50 тысяч лежало с Серебреным десять поприщ от Орши (В подл, "Ороши"), Филон Кмита, нынешний воевода Смоленский, тем вымыслом стревожил: послал в Дубровну с листами, возвещающи о новом побеждении Московском и о убиении Сойскаго на Иванове поли и нарочно посланником онем там ехати велел, где чаял, что имела их строжа Московская изымати, что так и сталось, яко с оными листами поимала их Москва (В подл. "так усталос яко со иным и листами поимел"), которые как прочел (В подл. "прочен") Серебряный, гетман Московский, так испужался, яко покинул все, обозы и шатры и иные тяготы войсковые, абие со всем войском уходити почал. Филон Кмита, староста Оршанский, с Юрьем Осциком (В подл. "Остинор и с"), воеводою Мстиславским, не имущи вящши дву тысяч войска, за ними гнались, побивая и посекая и хватая; по сем, егда тако Москва розграблена была. В таборах 25 тысяч возов взяли и зело великие лупы и добычи, платья и нарядов розных и живностей, такожде пансырей и латов, которые везли за войском на 6 тысяч человек побрали . И так те двои великие Московские войска, которые сойтися имели на Друцких полях, а по сем общею силою к Вилне идущи, в то время, дивною помощию Божию и промыслом Литовским, разсыпаны были, а иные на голову погромлены и побиты и обозов лишены."
Жалованная грамота Оршанскому старосте Филону Кмите-Чернобыльскому о возведении его в звание сенатора с титулом воеводы Смоленского (18.X.1579)1. Король РП Стефан Баторий пишет на беларуском языке,гос. языке РП: http://starbel.narod.ru/kmita/31.htm "....А гды пан бог, щастливо справы Речи Посполитой поводячи, Смоленск к Великому князству Литовскому привернет, хочем во всякой владности справ и пожитков — которые перед тым воеводове смоленьские уживали, кгды к Великому князству Литовскому Смоленск держан был,— пана Филона Кмиту заховати и в кождой владности и учтивости его мети, яко пристоит на зацного и великого раду нашого. "
В своей книге "Неизвестная война,1654-1667г." историк Г.Саганович на основании документов подробно описал те события.Не знаю-есть ли эта книга на русском,на беларуском-здесь http://jivebelarus.net/history/gistogra ... tml?page=2 Что касается Смоленска: Царь Московский Алексей Михайлович подошёл к делу основательно:в Европе набирали наёмников,зкупали оружие(так например разово было закуплено в Швеции 20 тыс.мушкетов)....Пушек в войсках насчитывалось 4-5 тысяч.Сбор войск начался за год до вторжения в Литву(Беларусь).Армия была разделена на 3 группировки: 1-под командованием Шереметьева в Великих Луках - 15 тыс.человек,с направлением удара Невель-Витебск-Полоцк. 2-под командованием А.Трубецкого в Брянске-15 тыс. человек-на Рославль,Мстиславль,Борисов. 3-основная под командованием самого Царя-41 тыс.человек в Москве-на Смоленск-"ворота ВКЛ".В помощь этой армии Гетман Б.Хмельницкий послал 20 тыс. казаков во главе с Гетманом И.Золотаренко. В сравнении-на Украину Царь отправил в помощь Хмельницкому 11 тыс. человек под командованием Батурлина. Курляндский герцог Якуб Кетлер писал:"Подобного войска никто никогда не имел". Войска ВКЛ на тот период воевали с казаками Б.Хмельницкого и составляли 10-12 тыс. человек. "Тогда же, узнав от пойманных московских шпионов, что царь прежде всего хочет ударить по Смоленску [24, s.214], сейм послал ревизоров для осмотра смоленских укреплений с тем, чтобы обеспечить эту крепость оружием, боеприпасами, провиантом, подправить стены и валы. Началась кое-какая подготовка к обороне. Укрепляли также замки в Витебске и Полоцке, увеличивали их гарнизоны. Восточные уезды Княжества были освобождены от обязанности высылать посполитое рушение к главному сбору, чтобы могли сами защищать свою территорию."
У нас тоже Из писем к семье Царя Алексея Михайловича: 26 мая 1654 года: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... 4-1654.htm "....Брат ваш ц(а)рь Алексей челом бьет. Изволите про меня ведать, и я пришел со всеми людми в Можяеск майя 26 де(нь) и буду стоять один день, суботу, для кормов лошядиных. А из Можяйска пойдем 28 де(нь) в неделю, а стан будет в петинатцати верстах на реке Ельне; а спешю, г(о)с(у)д(а)р(ы)ни мои, для тово, [510] что сказывают, людей в Смоленске и около Смоленска нет никово, чтобы поскорее захватить....." 3 июня: "....привели к нам на н(а)ш стан, на пустошь Жижилей, осми ч(е)л(о)в(е)к языков; и те языки в роспросе сказывали, что в Смоленску сидят не болшие люди, всево две тысечи с лишком, а моево походу не чают. А в Орше, сказывают, ратных людей десят тысечь. А у короля де н(ы)не сейм зачался; а о чом сейм и чем кончитца, тово ещо неведомо. А корунное во(й)ско все пошло против гетмана Хмелницкова; а против нас корунное войско не многое хочет быть....." Из книги "Неизвестная война": "А под Смоленском уже стояла вся царская армия. 25 июня на подходах к городу у реки Колодный ее передовой полк был неожиданно заатакаван. Выяснилось, что это полковник Корф, выведя из Смоленска 400 конных и 200 пеших солдат, пытался задержать напалзание лавины. Да, потеряв сколько десятков своих смельчаков, должен был вернуться за стены. На следующий день полк воеводы Одоевского уже укрепился обозом на берегу Днепра под самым Смоленском, а 28 июня под городом была расположена и царская ставка ,перенесённая на Девичью гору...." 1 июля Януш Радзивилл отправил под Смоленск обер-лейтенанта Гангского с 3-тысячным корпусом *. Тот перешел около города мост через Днепр и под Богдановой околицей ночью напал на лагерь одного из московских полков. "Несколько десятков сотен положив, а своих и трех десятков не потеряв", Гангской захватил большой плен **, много боевых знамен и после еще одной стычки с неприятелем удачно вернулся в обоз под Оршу [22а, No.308]. " Иэ писем семье: 12 июля: "....А мы, великий г(о)с(у)д(а)рь, м(и)л(о)стию Б(о)жиею и в(а)шим, светов моих, м(о)л(и)твами под Смоленским на горе Девич(ь)е июля в 12 де(нь) дал Б(о)г здарово. А над Смоленским, прося у Б(о)га м(и)л(о)сти, промышляем. Июля в 9 де(нь) приехали к нам черкасы от наказнаго гетмана “нашего” от Ивана Золотоленка.... А к нам де будут наказной гетман и черкасы июля в 19 де(нь). А как черкасы к нам под Смоленеск придут, и мы станем к Смоленску приступат(ь), а после приступа пойдем под Оршу. Писан на н(а)шем стану под Смоленским на Девич(ь)е горе лета 7162-г(о) июля в 12 де(нь)." Интересный момент-Запорожское войско называлось белорусским,а Атаман-белорусским полковником.... "....брат и приятель Иван Нечай, полковник войска его царского величества Запорожского белоруский...." http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /text1.htm Царь в начале войны назван Великой и Малой Руси,а с 1655 года-ещё и Белой.... Смоленск был взят(после многочисленных штурмов) 25 сентября 1654 года.Но ещё 30 апреля 1655 года Царь-в Смоленске: "....апреля в 30 де(нь) во граде Смоленске, дал Б(о)г, здорово. Радивил от Магилева отшол прочь и стал в 5 верстах; а Любавичи апять отворотили и шляхту и мещан поймали да привели к нам, великому г(о)с(у)д(а)рю; а походу н(а)ш(е)во в Смоленеск не чаяли. Да буди вам ведомо: на Днепре был мост 7 сажен вверх над водою...."
П. А. Расторгуев К характеристике говора стародубского полка в XVIII веке // Сборник отдела русского языка и словесности АН СССР. Ленинград, 1928, Т. 101, № 3. Скачать: http://www.mediafire.com/?n64hth6xqf55au6
Странно,что эти уезды (Новозыбковский,Стародубский и другие) входили в состав Малороссии.Ведь в Новозыбковском уезде жители ещё в 19 веке называли себя "литвой".Ведь существовала в России уже такая территориальная единица как Белоруссия,куда входил Смоленск(а с самого конца 18 века и Могилёв с Витебском)......
Об осаде Смоленска 1654 года войсками Москвы. По счёту-это восьмая осада московитов: Первые две-в 14 веке-с татарами-неудачные. Четыре осады вначале 16 века; 3 неудачные; в 1514 г. Смоленск взят войсками Москвы. Седьмая осада-в 1633-34 г.г. войсками Шеина,армия которого разбита;Шеин во второй раз целует крест Королю,отпущен в Москву,где осуждён и казнён. И последняя - восьмая-1654 года: Из документов того времени: О штурме 15-16 августа: «… наши ратные люди зело храбро приступали и на башню, и на стену взошли, и бой был великий; и по грехам, под башню... подкатили порох, и наши ратные люди сошли со стен многие, а иных порохом опалило; Литовских людей убито больше двухсот человек, а наших ратных людей убито с триста человек да ранено с тысячу» Сын Филиппа Обуховича(воеводы Смоленска) добавляет к кратким описаниям царя и разрядов яркие картины тяжелого, яростного боя, когда даже мещане смоленские и их жены крепко бились, поливая осаждающих кипятком, сбрасывая на врагов камни и даже ульи с пчелами. Пытаясь очистить имя своего отца от несправедливых обвинений,он указывал на то, что крепость сильно пострадала во время осады ее Сигизмундом в 1609—1611 и Шеиным в 1633—1634, из 38 башен в целости осталось 10, и даже на Королевском дворе «сгнили въездные ворота во двор, который не имел уже никакой ограды». В довершение всех бед выдачи жалования на пехоту не было в течение 16 лет, не хватало пороха.... Обороняющихся постигла ещё одна неприятность-неприятелем было перехвачено письмо смоленского воеводы Королю,где указывались слабые места в смоленской крепости,подлежащие ремонту. Ввиду бессмысленности дальнейшей обороны,город был сдан неприятелю 25 сентября,на условиях свободного выхода из города его защитников. При разбирательствах за Ф.Обуховича заступились магнаты Литвы,в частности Сапега.Ф.Обуховичу позволили участвовать в боевых действиях.
Кмит, по диалектам и традиционной культуре жители Стародубщины - белорусы. Но особенно ее южная часть себя считает "хохлами". Оттуда и спор до сих пор кто это. Украинофилы даже от книгу написали антибелорусскую о том, что Стародубщина - украинский край, который "ошибочно" причисляют к белорусским ареалам. могу ссыль подкинуть.
... а по моему литвинов использовали все, кому не лень: § 5. Положение евреев Евреи появились в литовских и русских городах в 14 в., придя сюда из Польши. Положение их определено было жалованными грамотами великого князя Витовта. Витовт в 1388 и 1389 гг. выдал два привилея, сначала для брестских евреев, а потом для гродненских. Первоначально эти привилеи имели местное значение, но с течением времени им стали придавать общее значение, что и было впоследствии подтверждено особыми грамотами великого князя Сигизмунда 1. Пользуясь привилегиями, евреи стали быстро распространяться по другим городам Литвы и Руси. Однако в 1495 г. великий князь Александр по не выясненной до сих пор причине изгнал всех евреев из государства и конфисковал их движимое и недвижимое имущество. Впрочем, в 1503 г. тот же государь позволил всем евреям возвратиться и возвратил им их конфискованное имущество. Привилегированное положение евреев объясняется желанием великих князей усилить в городах торговый класс, привлечь капиталы. Закон охранял личность евреев. Он охранял свободу богослужения и выполнение религиозных обрядов. Запрещалось, согласно папским декретам, обвинять евреев в употреблении христианской крови. Широкие права были даны евреям по части ссудной: еврей мог принимать под залог вещи во всякое время и не отвечал, если заложенная вещь оказывалась уворованной и если еврей приносил присягу в том, что он не знал о происхождении вещи. Евреям запрещалось принимать в залог только церковные вещи и окровавленные. Евреям были также даны широкие права в отношении торговли. Они могли приобретать движимое и недвижимое имущество и т.п. Евреи управлялись своими общинами, кагалами, имели своих старшин, имели свой суд и вообще в городах были изолированы от представителей других национальностей. Даже подати они уплачивали не наравне со всеми, но они облагались специальными податями. Евреи, как капиталисты, пользовались очень большим значением [ii] . Правда, некоторые писатели 16 в. горько жалуются на еврейский капитал, но это не мешало ему иметь присущее капиталу значение. Кроме торговли, обычным занятием евреев была аренда таможенных и ярмарочных пошлин, занятие откупами и корчемством. Так как других капиталистов не было, то великокняжеская казна охотно отдавала эти откупа евреям. Из среды евреев выходили иногда очень видные деятели не только в области торговли, но и в области государственного управления. Так, известен своею финансовою деятельностью Авраам Ребичкович, бывший много лет подскарбием земским, по-видимому, после принятия христианства. Заметим, что крестившиеся евреи получали право на шляхетское достоинство, § 6. Татары Особую часть населения представляли татары. Частью при Гедимине и в более значительной мере при Витовте татары были поселены в большом количестве в пределах бывших Виленской, Минской и Гродненской губерний. В работе «Мечети и кладбища польско-литовских татар» находим описание 70 приходов и мечетей, существовавших на территории Великого княжества Литовского. Под пунктом 57 описана мечеть в Видзах, построенная в XIX в. и просуществовавшая до середины XX в. Пример этой мечети, имевшей статус «кафедральной», типичен для истории многих мечетей на территории Белоруссии и Литвы. Ее строительство связывают с возвращением польской армии из Франции в 1815 г. В составе польских частей был и татарский полк, который сформировал в 1813–1814 гг. поручик Самуил Улан. В полку имелся и свой имам. По возвращении полка в поселениях татар строятся и новые мечети: в Сельце (1815 г.), Ляховичах (август 1815 г.), в Студзянке (1817 г.), Видзах (перед 1819 г. формируется приход), Осмолове (первые приходские книги датируются 1834 г.). Мечеть в Видзах строится в течение 1860–65 гг.; по своему архитектурному типу она была подобна Лукишкской (с 1867 г.) и Некрашюнской. Мечеть имела двускатную крышу, минарет с полумесяцем, молельный зал, разделенный поперек на женскую и мужскую половины. На последней, где имелась галерея, находились минбар (род кафедры на возвышении для чтения проповеди) и михраб (ниша в стене, лицом к которой обращаются молящиеся и перед которой стоит возглавляющий службу имам).
Так это ж потомки хлопцев Богдана Хмельницкого. Цитата: " Русский царь подарил оккупированный казаками и москвой Стародубский повет Литвы своему вассалу -украинскому гетману - за верную службу. Как видим, история повторяется постоянно, в разных ракурсах. Но суть остаётся таже самая. Дикие порядки запорожских кочевников, имеющие основу в военизированных тюркских ордах причерноморских степей, были принудительно распространены на территорию народа с древнейшей историей. Стародубщина была поделена на полки и сотни , всем заправляла казацкая военная администрация , население было обложено непосильными налогами в "скарбницу войсковую". Этот бред продолжался долго - около ста лет, пока Гетманщину не разогнало окончательно российское правительство, более не нуждавшеея в своих цепных псах-казаках на юго-западных границах Российской Империи. "
Вот так бы лучше собрал свои 72 листа и на душе бы улеглось Вялікае княства літоўскае: гісторыя вывучэння ў 1991—2003 гг.
Из приведённого тобой текста: "в 1495 г. великий князь Александр по не выясненной до сих пор причине изгнал всех евреев из государства и конфисковал их движимое и недвижимое имущество. Впрочем, в 1503 г. тот же государь позволил всем евреям возвратиться и возвратил им их конфискованное имущество. " Ты считаешь здесь евреи используют князя? "Закон охранял личность евреев." Ну да,все народы у нас были свободные.... мечети и приходы татарские у нас были-аж 70.В войсках татары служили-для этого их и завезли.Ещё в 1370 году в битве при Рудау(у Кённигсберга) использовались татары Мамая(союзника Альгерда)-незаменимые в разведке.Пожарища тевтонских ферм и селений в ночи указывали путь,куда направлялись татарские разведовательные отряды. Если это называется использованием литвинов-ладно,использовали.
Кмит, зайдите к нам на страницу: там куча книг Расторгуева. Автохтоны, особенно северной части Стародубщины, белорусы. Просто историческая память у них "казацкая", что позднее стала основой мифа "украинства". Вот и пошли споры. Если хотите, могу вам говора местные послать послушать. Мы записывали.
Вот что такое настоящий антинаучный бред, когда любители учат жизни профессиональных лингвистов - http://starodub.far.ru/php/forum/discus ... 56&start=0 Причем учат в хамской форме с кучей ошибок даже в элементраной логике. Согласно автору, "древние украинские говора" были белорусизированны. Типо сугубо позднее явление. И это в домодерную эпоху!
Дело в том,что литвины жили не только на Стародубщине,но и южнее,на Черниговщине,севернее реки Десны(Десна-граница).
Fred_by,на Вашем сайте есть отличная статья "Литва на Северщине" http://www.langs.com.ua/publics/KM/Lytva/index.htm и от личная карта с балтскими топонимами,что подтверждает-этническая территория литвинов-по Десне. http://www.langs.com.ua/publics/KM/Lytva/2-full.jpg
Город Кривич- в Германии,на земле полабских славян: http://de.wikipedia.org/wiki/Crivitz Где-то там же,в тех краях-герб...."Погоня"? http://adetiplus.ru/wiki/?title=%D0%A4% ... rschen.png http://da.wikipedia.org/wiki/Kreis_Dithmarschen Вижу скетический взгляд Licvin-a....
... Сергей Кмит, вот тебе урок истории: Подавляющее большинство историков досоветского периода вело речь не о феодальной, а о государственной раздробленности. Дооктябрьская историография показывала, что в 12-14 вв. русские крестьяне были свободными арендаторами частновладельческих земель, а оброк был арендной платой за землю. Класс землевладельцев не был однородным, рамки между его различными категориями постоянно размывались. Сложившаяся структура социальной иерархии сама по себе еще не предполагала раздробления государства. По оценкам Н.М.Карамзина и С.М.Соловьева, этот период был своего рода смутой, временем "темным, молчаливым", а также "скудным делами славы и богатым ничтожными распрями". Понятие "феодальная раздробленность" представители "государственной" школы по отношению к Руси не употребляли. В.О.Ключевский говорил не о раздробленности, а об "удельном строе", называя этот период "удельными веками". Терминология Ключевского подразумевала прежде всего государственную децентрализацию в следствии осуществляемого принципа наследственного деления земель и власти внутри княжеского рода. Понятие "феодализм" Ключевским использовалось только по отношению к Западной Европе: "...Государство распадается на мелкие тела, в строе которого с наивным безразличием элементы государственного порядка сливаются с нормами гражданского права. Из такого состояния общества на Западе вышел феодализм; такое же состояние на Верхней Волге послужило основой удельного порядка". Период раздробления, по Ключевскому, был временем тяжелых испытаний для Руси, но при этом имел и свое историческое значение "...значение удельных веков не в них самих, а в их последствиях, в том, что из них вышло". Иными словами это было время переходное - от Руси Киевской к Руси Московской. Ключевский обращает внимание на то, что в удельный период, несмотря на раздробление, интегрирующие тенденции сохранялись. Несмотря на кризис центральной власти, шел процесс этнической консолидации населения Северо-Восточной Руси. "Общеземское чувство" русских людей подкреплялось единством языка, традиций, менталитета. Скрепляющие функции по отношению к русской общественной жизни выполняла православная церковь. Парадоксальным образом элементы единства просматривались и в системе отношений внутри княжеского рода, хотя именно князья были виновниками конфликтов и раздробления. Будучи членами одной фамилии, в стремлении утвердиться в более престижных уделах князья были "блуждающими кометами" ( по выражению Ключевского). С оригинальным объяснением раздробления Киевской державы выступил Л.Н.Гумилев. Согласно его концепции, оно стало результатом спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса. Проявление этого спада он усматривал в ослаблении общественных и внутригосударственных связей в следствии победы узкокорыстных интересов и потребительской психологии, когда государственная организация воспринималась обывателями как обуза, а не как гарант выживания, стабильности и защиты. Накопленные богатства обеспечивали комфорт, поэтому носители потребительской психологии задавали тон в обществе, духовно и идеологически подавляя общественно активных, самоотверженных, терпеливых. Потребительство разжигало эгоистические страсти, распространяло безразличие к государственным проблемам, мешало чутко угадывать перспективу. Несмотря на то, что наиболее дальновидные люди предупреждали о жестоких последствиях раздробленности, называя это "погибелью земли русской", большинство было инертным, находясь под впечатлением недавнего благополучия, обманываясь, что оно будет вечным. В течении 11 и начале12 веков военные столкновения Руси с ее соседями не перерастали рамок пограничных конфликтов. Относительная безопасность делалась привычной, вносила элементы беззаботности. Поколения, выраставшие в таких условиях, упускали из внимания мысль о государстве как гаранте выживания народа - мысль, хорошо понятую их предками, создавшими государство в обстановке непрерывных войн с кочевниками. Люди теряли бдительность, отвлекались от мыслей о судьбе Отечества, их внимание переключалось на внутриполитические склоки. Для мыслящей части общества в те времена оценка раздробленности была однозначно негативной. Русские летописцы обозначили последствия государственного распада как "наказание за грехи". В конце 12 века безымянный автор "слова о полку Игореве" перед лицом наступающей внешней угрозы обратился к князьям с призывом к единению русских сил. И хотя оставалось лишь 38 лет до битвы на Калке, этот призыв остался неуслышанным. Отрицательные последствия раздробленности не заставили себя долго ждать. В конце 12 века усилился натиск половцев, который для монолитной в военно-политическом отношении Руси не вызывал бы особых трудностей. В результате половецких набегов страдала прежде всего Киевская земля. Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси отливало в северные и северо-западные районы страны. На фоне упадка Киева проявился относительный политический подъем Владимиро-Суздальского и Смоленского княжеств, а также Новгородской земли. Однако этот подъем в то время еще не мог привести к созданию общерусского центра, способного объединить Русь и выполнить важнейшие внешне стратегические задачи. Во второй трети 13 века Русь стала перед тяжелыми испытаниями, когда на нее с востока обрушились монголы, а с запада - немецкие, датские, шведские рыцари, литовские, польские и венгерские феодалы. Русские князья, замотанные распрями, не сумели объединиться для отпора агрессии. Развал государственной организации ослаблял способность к сопротивлению.