Gem, всё Ваше повествование(или как Вы любите выражаться "бредятина") можно опровергнуть сразу....а можно постепенно. СТАТУТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО(конституция) 1529 г. http://kobrin-online.com/story-614/361-y-529-.html Мы, Сигизмунд, божьей милостью король польский и великий князь литовский, русский, прусский, жемайтский, мазовецкий и других, имея обстоятельно продуманное доброе намерение и по нашей великокняжеской милости желая одарить христианскими законами, всем прелатам, княжатам, панам хоруговным, вельможам, благородным рыцарям, шляхте и всему поспольству и их подданным, коренным жителям земель нашего Великого княжества Литовского, какого бы сословия и происхождения они ни были, все их права и церковные привилеи как для лиц католического, так и православного вероисповедания, а также светские привилеи, которые были ими получены от светлой памяти королей и великих князей, от отца нашего Казимира и брата нашего Александра, предков наших, при их жизни, на какое бы то ни было владение и вольности, независимо от того, под какой датой, латинской или русской, даны эти вольности, вышедшие, данные и пожалованные привилеи, содержащие в себе справедливые установления, желаем считать имеющими силу, как если бы они были пожалованы нами и вписаны слово в слово в эти наши листы, которые мы нашим великокняжеским словом и нашей единоличной присягой на святом евангелии обязуемся соблюдать и хранить, как обязуемся и обещаем подтвердить и закрепить их со всеми их установлениями, обычаями и статьями; по милости, благородству и щедрости нашей мы решили их подтвердить и закрепить, что подтверждаем и закрепляем, приказывая считать их имеющими силу на вечные времена. Раздел Первый 1. Великий князь обязуется никого не наказывать по заочному оговору, даже если бы дело касалось оскорбления достоинства его величества. А если бы кто-либо необоснованно обвинял другого, то сам должен понести такое же наказание И так далее.Давайте полистаем неспеша,а потом поговорим.
Да,напоминает.В России (тогда Московии) аналогичная конституция появилась только в начале 20 века.Почувствовали разницу?Статуту ВКЛ удивляются не только в России,но и на Западе,где подобные "права человека" появляются значительно позже. Здесь доработанный Статут ВКЛ 1588 года: http://old.pravo.by/lawhistory/statut1588.htm Не только сам Статут,но и Привилей Короля и Вел.Князя Лит. Жигимонта (Сигизмунда) написан на беларуском языке(тогда он назывался "литовским", реже- "руським").Это к тому-каким языком пользовались не только в ВКЛ,но и в Польше.Ягайла ,став Королём в Польше в 14 веке,принёс с собой и литовскую(руськую) мову в качестве государственной. Привилей выдан Канцлеру ВКЛ Л. Сапеге на исключительное право на издание Статута. Лев Сапега пишет:"А если которому народу встыд прав своих не умети, поготовю нам, которые не обчым яким языком, але своим власным права списаные маем и кождого часу, чого нам потреба ку отпору всякое кривды, ведати можем." (....нам,которые не общим каким языком,но своим властным писанные права имеем....) Разделы 12,14: О наказании шляхтича,убившего простого человека. Челядь становится вольной,если её выгнали со двора в голод. Об отмене наказания несовершеннолетних(до 16 лет) за совершённые преступления и для шляхты и для простых людей. И т.д.
Во как! Значит ваши историки и энциклопедии по всему миру считают РП "нацией свободных людей" в то время. Значит они имеют на это основание-историки и энциклопедисты исследуют документы,первоисточники....А чем пользуется автор приведённой статьи и Gem,эту статью выставивший? Идеологическими установками? Для Gem-а установок нет конечно, просто ему хочется всё это так видеть-имеет право.
Согласен.Там,где классик,сразу чувствуется логика. А здесь сразу чувствуется....отсутствие логики. Статут 1588 года,Раздел 3, Статья 12: http://old.pravo.by/lawhistory/statut1588.htm "Обязуемся под присягой,которую дали ВКЛ, должности духовные и светские....жадным чужеземцам и заграничникам,так же соседям не давать. Давать только Литве, Руси, Жамойти, родичам старожитным и уроженцам ВКЛ...." Поляки в ВКЛ не имели не земель,не должностей.Наоборот же магнаты Литвы имели в Польше огромные территории земли и занимали самые высокие должности(Радзивилы,Сапеги,Огинские,Тышкевичи и другие)
Сергей Кмит, Говоря о сходстве документов - я имел в виду несколько другое - а именно исполняемость этих документов а не их декларативность Что касаемо унии - во многом "Gem " более логичен. Если следовать Вашей логике - СССР к 1937 году было наидемократичнейшим и справедливейшим государством. Согласно Конституции 1937 года. Впрочем для общего развития посмотрите пару частных рефератов: http://www.nelidovo.edu.ru/shkola/proje ... _Litva.pdf http://geno.ru/article/2304/
Т.е. со всем остальным Вы согласны? Не торопитесь, Сережа, мы еще дойдем до более поздней подчистки летописей и мы даже по фамилиям пройдемся, а заодно увидим какими годами датируются Ваши источники и почему. И прочтите уже наконец Герберштейна полностью, а не только там, где он клевещет на Московию. Еще раз позволю себе указать Вам на то, что на те времена надо смотреть не с точки зрения наций, а с точки зрения религий. Сразу В Вашем взгляде прибавится логики. И хватит уже загружать нас ссылками и пространными цитатами. С Вашего позволения продолжу. Вы же хотите узнать про генералов?
Постараюсь покороче. Инициаторами «разделов Польши» были Пруссия и Австрия. Россия вела в это время тяжелые войны против Османской империи, которую поддерживала Франция. Французские офицеры командовали антироссийскими шляхетскими конфедерациями. Фактически Польша становилась вторым фронтом русско-турецких войн. Пруссия и Австрия напрямую связывали свой дружественный нейтралитет по отношению к России с территориальными приобретениями в Польше. Уже первый «раздел» Речи Посполитой показал, что аппетиты у немцев ого какие… Пруссия, согласно мыслям екатерининских дипломатов, являлась лучшим другом России и даже входила, вместе с ней и Англией в гипотетический Северный союз. Поэтому было решено ни в чем ей не отказывать. (Видимо, сыграли роль крупные субсидии, которую получала Екатерина от прусской союзницы, Англии, еще будучи принцессой.) Пруссии досталось всё, что она хотела — балтийское побережье Речи Посполитой. Восточно-прусские и германские владения Гогенцоллернов были соединены воедино. Пруссаки забрала под свой контроль 80 % польского внешнеторгового оборота и немедленно ввели высокие таможенные сборы. Это сделало неизбежным хозяйственный крах польского государства. Возвращение западнорусских земель для Екатерины II и екатерининской аристократии не имело тех четких национальных оснований, какие были у московских правителей 16–17 вв. Ее не особо интересовало восстановление единства русского народа, титул «государыня всея Руси» мало что ей говорил, в отличие от Рюриковичей. Империя для Екатерины являлась властью мультиэтнической дворянской корпорации, куда польские аристократы включалась также легко, как и остзейские бароны. Однако императрица обладала геополитическим чутьем и понимала, что клинья балтийских и черноморских владений, если их не укрепить на западе, могут быть легко потеряны под ударом любой сильной западной державы. Вынужденным образом Кате все же пришлось встать на путь «собирания русских земель» и вернуть России земли, отторгнутые у нее веками польско-литовской экспансии. Последующие два «раздела Польши» были опять спровоцированы Пруссией и Австрией, в то время как Россия оказалась вовлечена в новую тяжелую войну против Турецкой империи. Австрия даже угрожала, в случае неполучения территориальных «подарков», перейти в лагерь врагов России. Сыграло свою роль и усиление польских репрессий против православных. В 1788 г. в Польше начались повсеместные расправы над православными и даже униатами, а также мелкими торговцами из России (коробейниками-офенями), которых выдавали за царских агентов, подстрекавших православное простонародье к бунту. На Подолии, Волыни шли казни и бессудные убийства православных жителей. Сейм снова узаконил неравноправие православных с католиками и начал набирать войско, которое должно было участвовать в войне против России. Против антироссийского сейма поднялась прорусская тарговицкая конфедерация. «Третий раздел» последовал за восстанием очередной шляхетской конфедерации в начале 1794. Русские части, находившиеся по соглашению с польским королем в Варшаве и в Вильно, были вырезаны повстанцами, находящимися под командование генерала Т. Костюшко. По его приказу беспощадно истреблялись и «изменники» — поляки, настроенные дружественно к России. Император Александр простит вождя головорезов, а в послереволюционное время его имя начнут у нас давать улицам и дивизиям. Русские войска под командованием Кнорринга взяли Вильну, а Суворов, наголову разгромив повстанцев, вступил в Варшаву. При всех трех «разделах Польши» 1772–1795 гг. Россия не взяла ни одной области с существенным польским населением, ни одной области, где оно было коренным. Императрица отказалась от предложенной ей польской короны со словами: «Я не взяла ни одной пяди польской земли, а только свое исконно русское». Этническая польская территория была разделена пруссаками и австрийцами. Самые богатые польские земли оказались у Габсбургов, самые населенные у Гогенцоллернов. Австрия прихватила и земли Речи Посполитой, населенные русскими — большую часть Галицкой Руси. В руках у пруссаков оказался варшавский регион, «подпиравший» с юга Восточную Пруссию, также часть белорусского Полесья, Белостокский уезд. Наиболее рьяные польские националисты ушли на запад, во Францию. Сформированные из них легионы погибнут от тропических болезней и пуль чернокожих повстанцев во французской заморской колонии, Санто-Доминго. Лучшей роли, чем роли пушечного мяса, поляки от боготворимого ими Запада так и не добились. Не добьются и впоследствии. На польских землях, доставшихся Пруссии и Австрии, будут введены законы метрополии, немецкие школы, обязательный немецкий язык в официальной и образовательной сфере; значительное часть имений польской знати будет отобрано в пользу новых господ. Как это напоминает то, что творили поляки на русских территориях. На территории Речи Посполитой, присоединенной к России, продолжали действовать прежние законы, в том числе Литовский статут в версии 1588 года. Екатерина объявила через губернаторов, что для новых подданных подтверждается право на владение всем их имуществом. Польская аристократия сохранила все свои обширные земельные владения. Экономическое могущество польской знати на возвращенных землях по-прежнему дополнялось польским культурным и языковым гнетом, засильем чиновников-поляков. Получалось, что российское правительство, приняв западнорусский край, легализовало результаты того насилия, которое вершилось здесь польскими властями на протяжении нескольких веков. Русская реконкиста фактически завершилась фарсом. Вдохновленные терпимостью российской власти польская шляхта и католический клир продолжили свою прежнюю колонизационную деятельность. Несколько поумерив свой напор на православных, они вплотную занялись окатоличиванием униатов. В Петербурге греко-католический департамент был подчинен римско-католической коллегии, возглавляемой польским иезуитом. В Западном крае учреждалось шесть новых католических епархий. Униатские священники переходили в католичество, боясь потерять место, того же требовали и от прихожан. Только в одной Полоцкой униатской епархии перешло в католики в 1803 г. до 100 тыс. чел.
Нет конечно.Я стараюсь отвечать обоснованно,а не бросаться лозунгами.Я продолжу отвечать. Герберштейна я читал и даже помню,что он писал и что-то плохое про Литу.Но это 1% от всего того негатива(конечно правдивого),который он обрушил на Московию. Это первоисточник,а не мнение какого-то заказного идеолога,статью которого Вы приводите.Таких статей сотни.Я подберу ссылки на статьи с противоположной точкой зрения.Но повторяю-это мнение отдельных людей,конечно тенденциозные.Мнение должно подкрепляться документом. Согласно моей логике , наша страна уже в 16 веке была более демократична чем Россия(Московия) в 20-ом. Читайте,что я написал Gem-у. Но в приведённой Вами статье,автор сомневается,говорит,что в будущем прояснит отдельные вопросы.Автор честный.А в статье,представленной Gem-ом , автор врёт.
Герберштейн-о покорении Пскова: Некогда она была весьма обширна и независима, но в конце концов в 1509 году по рождестве Христовом (НГ великий князь) Иоанн [Васильевич] захватил ее вследствие измены некоторых священников и обратил в рабство 497. Он увез даже колокол, по звону которого собирался сенат (senatus) 498 для устроения общественных дел; расселив самих (жителей) по другим местам, а на их место приведя московитов, Иоанн Васильевич полностью уничтожил свободу Пскова. В результате просвещенные и даже утонченные обычаи псковитян сменились обычаями московитов, почти во всех отношениях гораздо более порочными. Именно псковитяне при всяких сделках отличались такой честностью, искренностью и простодушием, что [не прибегая к какому бы то ни было многословию для обмана покупателя] говорили одно только слово, называя сам товар. Прибавлю также кстати, что псковитяне и до сего дня носят прически [не по русскому, а по польскому обычаю] на пробор 499 Ну и про Новгород-заодно: "Область эта гораздо холоднее, чем даже Московия. Народ там (НГ говорят) был очень обходительный и честный, но ныне крайне испорчен, чему, вне сомнения, виной московская зараза, занесенная туда заезжими московитами (НГ он перемешался (с московитами))." Теперь понятно-кто колокола сбрасывал?
Вот ещё-интересно: "Народ в Москве, говорят, гораздо хитрее и лукавее всех прочих, и особенно вероломен при исполнении обязательств; они и сами прекрасно знают об этом обстоятельстве, а потому всякий раз, когда общаются с иноземцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая тем внушить к себе большее доверие." Ну и Герберштейн-о Смоленске: "Смоленск, епископский город, расположенный на реке Борисфен, имеет на том берегу реки к востоку деревянную крепость (НГ стены которой засыпаны камнями и землей и), в которой, словно в городе, очень много домов. Эта крепость, там где она простирается в направлении холма — ибо с другой стороны она омывается Борисфеном, — укреплена рвами (НГ глубиной по колено или чуть выше, а в них), сверх того, острыми кольями, которые защищают от нападения врага (НГ подобные колья в Австрии забивают в виноградниках; только здесь они толще, короче и стоят более тесно); Василий Иоаннович неоднократно и весьма решительно осаждал ее, но никак не мог взять ее силой. В конце же концов он овладел ею после измены воинов [и начальника, одного чеха], о чем сказано выше в истории Михаила Глинского. Город расположен в долине, вокруг которой находятся плодоносные холмы, и окружен обширнейшими лесами, где в большом количестве добываются различные меха (НГ и превосходный мед. От Смоленска в направлении Дубровно леса сплошь почти только липовые — прекрасная пища для пчел, дающих вкусный мед). (Каменный) храм в крепости (НГ на холме) посвящен Пресвятой деве; другие же здания деревянные. В городском предместье видны многочисленные развалины каменных монастырей (А видно, что раньше здесь, несомненно, царило большое оживление.)" Смоленск в Литве(Беларуси) был процветающим городом,а не захудалой провинцией.
Герберштейн о Литве: Столицей народа является Вильна; это обширный (НГ Вильна, по-латыни и по-славянски Wilna) город, расположенный между холмами при слиянии рек Вилии (Welia) и Вильны. Река Вилия (НГ сохраняя свое имя) в нескольких милях ниже Вильны впадает в Кронон (Cronon). Кроной же [течет мимо города Гродно (Grodno).... [Там находится город Мемель (Mumel), ибо] немцы (НГ пруссы (Preysen)) называют Кронон Мемелем, а на местном (НГ русском) языке он называется Неманом (Nemen) 688. Ныне Вильна опоясана стеной, и в ней строится много храмов и каменных зданий; она является также резиденцией епископа, которым тогда был Иоанн, внебрачный сын короля Сигизмунда, [муж отменно обходительный] ласково принявший нас при нашем возвращении (НГ В замке (einfang), где находится резиденция короля или князя, есть собор, а) 689. Кроме того, [замечательны] приходская церковь и несколько монастырей, особенно же обитель францисканская [на постройку которой были издержаны большие суммы]. Но храмов русских там гораздо больше, чем римского исповедания 690 (Gem,видите? 16 век.И это Вильня.А южнее-сплошные православные храмы.) Википедия:"Литовская митрополия" http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0% ... 0%B8%D1%8F "Литовская митрополия — церковная организация Православной Церкви Константинопольского патриархата на территории центральной Европы в 1292 — 1686 годах." "В нескольких списках с Росписей епархиям Константинопольского престола, составленных при Андронике II Палеологе, написано, что Литовская митрополия существовала с 6800 (1291/2) года.... В списках с Росписей есть уточнение — Литва, диоцез Большой Руси.[6][7] ....подпись одного из членов синода — (греч. ό Λιτβάδων) (Литовский). В акте 1329 года указано его имя — Феофил.[9][5][8][10]. Резиденция литовского митрополита (греч. μητροπολίτης Λιτβων) находилась в Новогородке Литовском, затем резиденция была устроена и в Вильне," "Византийский историк Никифор Григора в 1350-х годах писал, что народ «Русь» разделяется на четыре Руси (Малая Русь, Литва, Новгород и Большая Русь), из которых одна почти непобедима и не платит дани Орде; этой Русью он называл Литву Ольгерда.[10]." Итак-православие в Литве существовало с момента возникновения государства.Ягайла,став королём Польши,выполняя своё обещание,пытался крестить язычников,балто-славян в католичество-это ему мало удалось.Тогда же он ввёл привилеи для желающих перейти из православия в католичество,что вообще не нашло поддержки. Униатство-союз православия и католичества-самая распространённая религия литвинов(беларусов) на более позднем этапе.Переход в униатство осуществлялся без всякого насилия.Веротерпимость-одно из главных достижений ВКЛ.Наряду с христианскими храмами разных конфессий,на Литве стояли и мечети и синагоги. Была попытка насаждения католичества против воли в 17 веке именно в Смоленском воеводстве,но осознав ошибочность этого шага,Король отменил этот эксперимент.Об этом приводились документы в начале этой темы.
Gem, последний Ваш пост ещё бестолковее чем приведённая Вами статья(извиняюсь конечно).И это педагог.Где Вы такого нахватались?Что же тогда говорить о простых гражданах России? Мне ещё надо ответить на кое-что из приведённой Вами статьи.... Но вот на Это не могу не ответить: Что такое западнорусские земли,а что восточнорусские? Что значит возвращение?Они когда-то были в Московии или России?Ответьте.Когда вообще появился термин Россия?Московию Русью никто не считал до 15 века,когда в Москве православие окончательно победило мусульманство.Да и сама Москва когда возникла?А Русь уже давно была.До 17 века нога московита не ступала в Беларуси(Литве) и на Украине(Руси).Если Киевская Русь существовала до Московии,то как Московия(Россия) могла возвращать себе земли Киевской Руси? До 16 века нога московита не ступала на землю Смоленщины.Дважды Смоленск отбился в 14 веке от Московии с татарами(!),затем ещё 4 раза(!) в начале 16 века.Затем взяли Смоленск предательством М.Глинского.... Польско-литовская экспансия-да,было немного в 15 веке-московские земли восточнее Смоленщины были захвачены,но потом в 15-16 веке граница вернулась на место.И началась московская экспансия на чуждые ей земли-в первую очередь Смоленщины. Если Смоленск,Полоцк,Витебск входили в Киевскую Русь,то Киев имеет какие-то права на эти земли.И Киев ходил "на Смоленск,на литву" в 13 веке.А Полоцк сам брал Киев-значит Киев должен принадлежать Полоцку со всеми землями? Потом Гедимин,а окончательно Альгерд присоединили Киев к своим владениям.Но при чём здесь Москва,Россия?Тем более на картах нет до 18 века никакой России,а есть Московия,она же-Великая Татария.Не Московии ,не Великой Татарии Литва(Беларусь) со Смоленском не принадлежали.
Многовековой восточный вектор польского экспансионизма объясняется весьма просто — германский мир, лежащие к западу, северу и югу от Польши были сильнее ее, как в военном, так и хозяйственном отношении. Одно время молодой польской народности светила судьба совсем уж незавидная — исчезнуть, как исчезли многочисленные западно-славянские народы, жившие по Эльбе, Дунаю и Балтийскому морю и попавшие под каток немецкого «Drang nach Osten». Почти полтора века и на востоке перед поляками стояла огромная Киевская Русь с сильными князьями и могучими дружинами. «Пробное» вторжение польского короля Болеслава Храброго на русские земли имело все признаки последующей польской «восточной политики»: захват под флером «освобождения», с попыткой раскола элиты и замены у ней культурной идентичности. Но в то время ожидал поляков полный провал. Ничего не светило западным соседям даже в период удельного дробления Руси: «А литва из болота на свет не показывалась». Но в середине 13 века Фортуна повернулась к полякам передом. В результате монгольского нашествия к востоку от Польши оказалась геополитическая дыра, слабо заселенная и плохо защищенная территория, с разобщенными князьями, жадными боярами и потрепанными дружинами. Завидущим глазам западных наблюдателей открывалась земля «велика и обильна», однако с погибшими городами и костями человеческими, лежащими в полях. Настало время и литве вылезти из болота. Литовцы начинают завоевание Поднепровья, на первых порах грабительством и насилиями мало отличаясь от азиатских «гостей». При Воишелке и его приемниках литовцы занимают большую часть Белой Руси. В 1320 г. литовский великий князь Гедимин начинает завоевание Волыни, годом позже он разбивает западнорусских князей, киевского, брянских, переяславского, волынского, на р. Ирпень, и берет после двухмесячной осады Киев. Его сын Ольгерд довершает захват Белой Руси. Польские властители, скармливающие немецким феодалам славянские и балтские земли, сами начинают свой многовековой натиск на Восток. В 1340-х гг. король Казимир III, потерпев очередное поражение от прусских немцев, в ходе двух походов полностью овладевает Галицкой Русью. И, очевидно, за это деяние получает классное прозвище «Великий». Захватит он также часть Волыни. Эти земли под именем Воеводства Русского будут отнесены к Малой Польше. Литва же распухнет, как на дрожжах, за счет оставшейся части Волыни, Подолии, Киевских и Черниговских земель. Со второй половины 14 в. Литва обращает внимание на земли, которые потом назовут «великорусскими». Вслед за брянскими землями в ее руки переходит большая часть смоленско-московской возвышенности. И здесь разорения и жестокостей было от нее не меньше, чем от татар. Псковитяне отбиваются от Литвы из последних сил, Новгород едва откупается. Литовские владения, переползшие на левый берег Днепра, вклиниваются в Дикое поле. Вдоль Буга и Днепра выходят литовские кони к Черному морю. После дробления Золотой Орды литовцы влияют на политику ее наследников, союзничают с ханами Большой Орды, с казанским ханством, фактически создают крымское ханство. Из «ничего» получается великое «что-то»; за счет чужой беды в первой половине 15 в. Литва становится крупнейшей по размерам державой Европы, и перспективы у нее замечательные. Она контролирует балто-черноморский путь, ей принадлежат плодородные земли по Днепру. Уже почти повсюду встала Литва на место древнерусского государства. Что, по сравнению с ней какая-то залесная Москва, окопавшаяся в неплодородном суглинке между Окой и Северной Волгой и регулярно разоряемая татарами. Как маркитантка идет за солдатом, так и Польша за Литвой, сооблазняет ее прелестями цивилизации, польскими золотыми яблочками: удобными жилищами, балами и спектаклями, красиво одетыми женщинами. Литве, еще недавно сидевшей в болоте, нечего противопоставить Польше, болтающей на латинском языке и читающей Плавта с Теренцием; влияние Москвы ничтожно, где-то за морем загибается Византия, ограбленная и униженная латинянами. И литовский воин меняет звериную шкуру на камзол и штаны с гульфиком, а медвежьи пляски вокруг костра на краковяк и минуэт.
Процесс ополячивания Литвы ускорился после Городельского сейма 1413 г, который принял решение, что лишь литовская католическая знать приравнивается в правах к польской шляхте. По смерти Витовта, поляки и литовцы-католики начинают борьбу против православного литовского князя Свидригайло, которого поддержало русское население великого княжества. В августе 1434 под Вилькомиром литовцы-католики, поляки и их немецкие вассалы наголову разгромили православное войско. Десять русских князей было убито, а сорок вместе с киевским митрополитом взято в плен. Победитель Сигизмунд провел массовые репрессии против православной знати. По сообщению «Хроники Быховца» «хватал их и совершал над ними страшные жестокости, карал их невинно, убивал и мучил их так, как только мог придумать, и поступал так со всеми князьями и панятами и со всем шляхетским сословием всех земель литовских, русских и жемайтских… всеми этими своими злыми поступками он равнялся Антиоху Сирийскому и Ироду Иерусалимскому и предку своему великому князю литовскому Тройдену.» После такого разгрома русская аристократия Литвы уже не будет оказывать серьезного сопротивления натиску католической Польши. Но неожиданно Литве становится плохо. Ее изнеможение кажется парадоксальным — ведь у нее все козыри на руках, она имеет плодородные почвы, выходы к морям, трансевропейские торговые пути. Однако она слабеет прямо пропорционально тому, как ею овладевает Польша. Польско-литовские правители ищут союзников для борьбы с Москвой на Востоке. Начинается многовековой антироссийский флирт христианских королей с ханами-султанами. Польско-литовская власть и крымцы заключают в 16 в. пять договоров, направленных против России, два антимосковских договора были заключены с османами. Набеговая активность азиатов будет поощряться деньгами. За разорительнейший набег на Москву в 1521 г. король Сигизмунд I заплатил крымскому хану Магмет-Гирею 15 тыс. червонцев. В годы Стародубской войны Сигизмунд I платит крымцам за набеги на Россию по 7500 червонцев ежегодно и на такую же сумму посылает сукна. Города, для покрытия крымских расходов короля, облагаются податью, именуемой «ордынщиной». После заключенного в 1562 г. соглашения между Сигизмундом II и крымцами происходит двенадцать крупных крымских набегов на Московскую Русь. Однако азиатские «союзники» не забудут грабить и Польшу с Литвой. Михалон Литвин сообщает о малом количестве побегов пленных литвинов из крымской неволи, по сравнению с московскими пленниками — крымское рабство выглядело для литовского простолюдина не хуже, чем жизнь под властью шляхты. Характерной особенностью польского хозяйства было с 15 в. господство барщинной системы, пришедшей в рамках «второго издания крепостного права» (по Марксу) или «вторичного крепостничества» (по Броделю). Господское хозяйство (фольварк) ориентировалось на производство товарного хлеба и другого сельскохозяйственного сырья для внешнего рынка. На рубеже 15 и 16 в. закрепощение крестьян в Польше и Литве шло быстрыми темпами, «золотая вольность» получала материальное обеспечение в виде принудительного дармового труда крестьян.
С 1503 крестьянин мог выйти исключительно с разрешения господина — это, фактически, год введения крепостного права в Польше. С 1543 крестьяне окончательно прикреплены к земле и пану — на основах частноправовых. Работа на барщине (панщине) увеличивается, доходит до 5–6 дней в неделю.[2] В конце концов, многие господа отнимают наделы у своих крестьян и выдают им за постоянную работу в своем хозяйстве «месячину», своего рода концлагерную пайку. Невыход на работу, как и в концлагере, карается смертью. «Народ жалок и угнетен тяжелым рабством, — пишет о Польше имперский посол Герберштейн. — Ибо, если кто в сопровождении толпы слуг входит в жилище поселянина, то ему можно безнаказанно творить все, что угодно, грабить и избивать». «Если шляхтич убьет хлопа, то говорит, что убил собаку, ибо шляхта считает кметов за собак», — свидетельствует писатель 16 в. Анджей Моджевский на хорошем латинском языке.[3] И это ли «нация свободных людей», как пишут в польских книгах по истории, а вслед за тем повторяют наши историки и энциклопедии по всему миру? Это ли образец для подражания, которым надо шпынять «авторитарную» Москву? Вместе с укреплением власти над крестьянами, шляхта все более стесняет развитие других общественных сил.
Сережа, значит Вы не отрицаете, что даже такой проангажированный писака, как Герберштейн "что-то там" писал про... А причем здесь Литва? Вы что мои посты по диагонали читаете? Я вообще-то приводил слова Герберштейна о Польше. Давайте не будем передергивать. И не надо мне кивать на Герберштейна, как истину в последней инстанции. Этот господин честно отработал свой соцзаказ. Кстати, Вы не заметили часом, что литературных трудов о Московии практически не осталось? Хотя знаю что Ваш светлый разум мне ответит: типа москали сами все поуничтожали. :rofl: Это же логично. Раз про москалей плохо пишут, надо уничтожать. Только вот какая хрень получается. Если на Западе с книгами заодно уничтожали и их авторов, то в дикой, безумной Москалии до этого как-то не додумались. Хуже того, этих писак принимали при дворе и даже облизывали. И вот что еще странно, история москалей ничему не научила. Как лажались с бумагомарками в 16 веке, так и в 19 лажались. Вот убейте, но логика наверно слишком тонка или извращена для моего убого сознания. Лирическое отступление. Вчера смотрел как историки лизали Генри VIII. Вот это я понимаю профессионализм. Если отключить мышление, то в осадок выпало примерно следующее. Генри был весьма приятным человеком пока не упал с лошади, а Екатерина Арагонская постоянно теряла детей потому что возможно у нее был сифилис, но так как про Генри никто не писал, что у того был сифилис, то вопрос подвис в воздухе. Т.е. учеными как бы доказано что 7 беременностей Екатерины это факт, что мертворожденные и умершие в младенчестве как бы свидетельствуют о сифилисе, но... никто как бы и не обвиняет Екатерину в этой болезни, но... не обвиняет прямо, а вот косвенно получается что почти святая Катя (почти святая это не каламбур, а историческая правда) в глазах зрителя быстро превращается в дворовую потаскуху, которую заразил, как выяснили милые историки, вовсе не Генри. Он ведь не мог, он же был милым молодым принцем. Кто в теме, тот должен помнить в чем обвиняли Катю на суде. Ну и разумеется куда же без Сталина. Странно, что они еще Ваню Грозного не вспомнили. Вернемся к Польше. Сережа, Польше, а не Литве. Я пытаюсь вообще-то объяснить, что в Польше людям, а тем более религиозным меньшинствам, впрочем как и национальным, жилось просто ужасно. Вы в ответ мне приводите какой-то бред про Литву. Причем здесь Литва? Даже если и Литва, то я по-моему нигде не писал, что поляки захватили Литву. Это у Вас как-то без меня получилось так вывести. Я писал, что Польша ассимилировала литовскую знать, перепрошила ей веру и в результате просто поглотила во всех смыслах и, в конце концов, даже в территориальном ВКЛ. Я не обсуждаю здесь Ваше ВКЛ, у него своих тараканов было хоть отбавляй, а вовсе не демократии как Вам мило показалось. И в последний раз отвечу про принадлежность земель. Сережа, мир существовал и до 13 века, если Вы об этом забыли, то не стоит думать что у всех отшибло память. Это раз. Мир в то время делился уже не по родовому признаку, а по религиозному это два. Вы же не станете отрицать что оплотом православия стала Московия? То что Московия присоединяла к себе православные земли это плохо, а то что Польша это типа хорошо. Где логика? Да Вам сначала надо с азами разобраться. Еще раз призываю Вас остановить дикий поток цитат и ниже я подробно объясню почему. Увы, но даже в 18-19 веках уже стало невозможным ссылаться на что-то. Процесс замены, причем далеко не первой, был произведен. Только не все удается заменить, дорогой друг. Или замены происходят очень топорно. Это три. В общем я перестаю с Вами спорить и отвечать на Ваши веселые посты, ибо бесполезно. Вы часом не заметили, что я не перегружаю Ваш мозг обилием цитат? И Вы, пожалуйста, поберегите наши мозги. Моим-то пофиг, я и не такой бред каждый день выслушиваю. А вот моим товарищам по несчастью боюсь поплохеет. И давай, ужо без переходов на личности. Я же не обсуждаю твои "профессиональные" качества, а иногда так и хочется.
smits, бесполезно. Товарищ все равно не поймет. Даже с цитатами, поэтому я их и не привожу. Он даже забыл что мы-то про Польшу говорим, а не про его любимую Литву. Кстати, можешь ему сам дальше рассказать про Польшу, ибо я уже устал, да и зачетная неделя не за горами.
Люблинская Уния 1569 была польским ответом русскому простонародью Литвы. О том, что литовско-русское простонародье было на стороне московского «тирана васильевича» свидетельствуют и западно-европейские наблюдатели. В частности отец-иезуит Антонио Поссевино сообщает по результатам своей миссии в Речь Посполиту: «найдено, что жители этих областей (Западная Русь), по приверженности к своим единоверцам-москалям, публично молятся о даровании им победы над поляками».[4] В результате Люблинской унии, те русские земли, которые находились в составе Литвы были переданы польской короне — Волынь, Подлясье, Гродненщина, Киевщина, остаток Подолии, чернигово-северские земли. Как пишет С. Соловьев: «Соединение последовало явно в ущерб Литве, которая должна была уступить Польше Подляхию, Волынь и княжество Киевское». Собственно и Унией называть этот был аншлюс неправомочно. Литва, как большое и самостоятельное европейское государство, самоликвидировалась. Литовская знать продала родину в обмен на западные гарантии сохранения ее материального и социального статуса. Уния 1569 г. несла тяжелые последствия для положения западнорусского крестьянства и православной церкви, для культуры и языка Западной Руси. Польское иго на Западной Руси почти столько же, сколько османское иго на Балканах, сопровождалось не меньшими усилиями по изменению религиозной, культурной и национальной идентичности покоренного населения. С восшествием на польский престол Стефана Батория, турецкого ставленника из османской Трансильвании, польско-литовская «шляхетская республика» перейдет к жестокой и непреклонной политике полонизации и окатоличивания Западной Руси. Турецкий посаженник начнет свое правление с казни казацких «лыцарей», насоливших Османской державе. Обильно снабженный деньгами, как со стороны немецких правителей, так и стороны Порты, король наймет большую армию нового типа, и проведет три похода на Русь, с прицелом на Москву. Правда, деньги, а вместе с тем и наступательный порыв немецких наемников, кончатся во время длительной осады Пскова. Баторий вводит практику назначения православных епископов — среди них появляются скрытые католики. Паны сами ставят приходских священников в своих имениях, иногда это даже без рукоположения в сан.[5] Это так называемое «право патроната» на практике выливалось в вымогание денег у кандидатов на приход. Православные церкви стали в руках пана или арендатора имения доходным объектом, за каждое богослужение или священодействие прихожане должны были платить.[6] Иезуиты наводняют западно-русский край и начинают захватывать православные храмы. В двадцати западно-русских городах иезуиты основывают свои училища, виленская иезуитская коллегия обращается в в академию. При церквах основывают иезуитские братства, про соборах иезуитские миссии. В самой Польше иезуиты будут подчинять университеты и сжигать неугодные книги, раздувать антисемитизм и ненависть к другим конфессиям.
И опять же специально для Сережи http://traditciya.ru/content/1918/ А кому это надо пересматривать принципы первородства?
Согласно «истории» по Лелевелю поляки являются исконним населением западно-русского края, включая Киевскую область, потому что происходят от древних полян. Из польского прошлого отфильтровано безобразное и неприглядное, осталась лишь вылизанная до глянца картина вольностей и героизма. Все красиво и гладко в лелевелевской «истории» Польши. А вот Россия, прозываемая Москвой, изображена Лелевелем исключительно злой мертвящей тиранической силой. Тем временем происходят важные события на западной границе империи. В 1807 г. Наполеон создает Великое герцогство Варшавское из отделенных от Пруссии польских земель и восстанавливает польскую армию. Герцогство варшавское служит дойной коровой для великого французского преобразователя, большая часть бюджета тратится на его военные нужды. Польское хозяйство раздавлено налогами и поборами, государственные доходы почти в полтора раза уступают расходам. Крестьяне были освобождены — формально, без земли, и расплачивались за использование господской земли барщинными трудом. Крестьянская нищета усиливалась мародерством, входившим у наполеоновской Grand Armee в распорядок дня. А магнаты, как и прежде, тратили свои состояния в Париже. Герцогство варшавское стало важным поставшиком пушечного мяса для наполеоновских войск. Для участия в походе 1812 г. оно выставляет более 120 тыс. солдат. На территории самой России католические и униатские свяшенники содействовали войскам Наполеона всеми средствами. Минский епископ Дедерко и литовско-самогитский коадьютор Гедройц призывали молодежь вступать во французскую армию. Студенты полоцкой иезуитской коллегии откликнулись почти поголовно. Польские солдаты отличились в масштабных грабежах и разорениях русской земли, происходивших по всему пути следования наполеоновской армии. Грабительская вакханалия в Москве, в значительной степени, являлось делом их рук. Впрочем, окончание 1812 года во многом напоминало конец 1612, только теперь свою смерть на русской земле находит намного больше поляков…
17 (29) ноября 1830 в Варшаве началось вооруженное антирусское восстание. Первыми его участниками были учащиеся военной школы подпрапорщиков, студенты университета и праздные шляхтичи. Из регулярных польских войск — четвертый линейный полк, саперный батальон, гвардейская конно-артиллерийская батарея. До сих пор остается непроясненным, какую информацию о заговоре имел наместник Константин Павлович и почему его действия после начала восстания фактически поощряли восставших. Нам остается следить только за внешней канвой событий и делать выводы. Штатские заговорщики встретились поздно вечером в Лазенковской роше. Получив сигнал в виде двух горящих домов и пивоварни, должны были выступить польские военные из казарм Александровских, Сапежинских, Николаевских и Ординацких. Но пожары был быстро потушены русскими солдатами, поднятыми по тревоге в близрасположенных казармах.[39] К штатским сперва присоединились только учащиеся школы подпрапорщиков. Толпа под предводительством панов Набеляка и Тржасковского пришла к Бельведеру, резиденции наместника. С задорным криком «Смерть тирану» (очевидно имея ввиду действующего в рамках конституции и международного права Константина) заговорщики ринулись во дворец и начали убивать всех встречных. Охраны во дворце практически нет. Пылкие юноши (как называет их мемуарист и участник восстания Мохнацкий) — решительны и беспощадны. Вопрос о том, как можно воткнуть острую железяку в беззащитного человека, перед ними не стоит. Убит вице-президент (обер-полицмейстер) Варшавы поляк Любовидский, зарезаны гардеробщик, лакей и другие слуги. Русский генерал Жандр убит у конюшни. В последний момент камердинер Фризе будит и выводит из спального покоя великого князя Константина. Какое-то время наместник прячется в комнатах княгини Лович, своей гражданской жены, а затем спасается бегством в Вержбу. Далее восстание 1830 г. идет по сценарию 1794 г. — с истреблением русских подразделений варшавского гарнизона. Подпрапорщики во главе с паном Высоцким атакуют казармы уланского полка. «Они шли выплачивать русским за долгие уроки на Саксонской площади», — пишет мемуарист.[40] Речь идет о регулярных учениях, на которых польское воинство готовили для обороны западного рубежа Российской империи. Поляки были хорошими учениками, однако и коварными, словно какие-нибудь монголо-татары. Мохнацкий сообщает, что русские уланы в беспорядке отступили, хотя можно предположить, что они были застигнуты врасплох, возможно даже в постелях. Следом настала очередь русских гвардейцев-кирасиров. Их убивали, когда они выбегали из казарм. Польские подпрапорщики действовали как «застрельщики», то есть рассыпным строем, используя разные укрытия. Были произведены нападения на гусар в Радзивилловских казармах и на волынский полк. Русские военные совершенно не были готовы к внезапной ночной атаке, связь между подразделениями отсутствовала. Граф С. Потоцкий был начальником польской пехоты, знал о заговоре. Как человек дворянской чести он не выдал соотечественников, однако возглавить восстание отказался. Повстанцы режут и колют генерала Потоцкого, пока тот не испускает дух.[41] Повстанцы окружают генерала Трембицкого, ехавшего в школу подпрапорщиков, за которой обязан был надзирать. Предлагают ему возглавить восстание. «Не приму начальства над вами; вы подлецы, вы убийцы», — отказывается генерал. Заговорщики убивают Трембицкого. Естественно, что честный генерал не попал в польские национальные святцы, а подлецы и убийцы — конечно. У здания министерств повстанцы убили польского военного министра графа Гауке и начальника штаба армии полковника Мецишевского. Повстанцы остановили карету генерала Новицкого, спросили, кто едет. Им послышалось Левицкий, то был русский комендант Варшавы. «Юноши» стали стрелять в карету, не проверяя. Затем были расстреляны генералы Блюммер и Семионтовский. Всего было убито шесть польских генералов, не желавших нарушить присягу. В первой половине 19 в., по крайней мере в отношениях между благородными персонами, существовал определенный кодекс поведения. Но беспощадные действия польских повстанцев были уже предвозвестием террористического 20 века, не признающего никаких правил. На смену дворянскому кодексу шел буржуазный рационализм. «Борцы за свободу» в течение первых часов восстания убили без суда и следствия в десять больше безоружных людей, чем было казнено Николаем за восстание декабристов. Однако заслужили только славословия со стороны прогрессивной общественности. На следующий день, 18 (30) ноября, вся Варшава вместе с арсеналом была в руках повстанцев. «Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России», — напишет Данилевский по поводу восторженной реакции западной публики на польское восстание.