Вы бы ещё на Казимира Феликсовича Валишевского ссылку дали. С ятями и в старой орфографии. Для непосвящённого - выглядит весьма убедительно. Очень рекомендовалось в библиотеки на оккупированных территориях в период 1941-43. немцы толк в пропаганде знали....
Надо будет посмотреть в беларуско-литовских летописях.Известный историк А.Тарас так пишет : http://www.fightclub.by/forum/viewtopic ... highlight= "на Грюнвальдском поле сражались не три Смоленские хоругви, а одна, и возглавлял ее князь Лугвений Ольгердович, который после принятия православия стал называться Симеоном.... То же и с «русской» Смоленской хоругвью. Никаких там «русских» не было. Но так писали. И началось это в советские времена. Если посмотреть дореволюционной энциклопедию Брокгауза и Эфрона, то там можно найти, что под Грюнвальдом были также и Смоленские хоругви, но есть уточнение - белорусские. К сожалению, изобретения советской историографии и сейчас на вооружении у России. " "Цифры здесь очень простые. С территории современной Беларуси под Грюнвальд пришли 23 хоругви: Оршанская, Ошмянская, Брестская, Быховская, Волковысская, Витебская, Гродненская, Дрогичинская, Друцкая, Заславская, Кобринская, Кричевская, Кревская, Лидская, Лукомльская, Могилевская, Минская, Мстиславская, Новогрудская, Несвижская, Пинская, Полоцкая, Слонимская, Слуцкая. И 8 хоругвей с территории исторической Беларуси: две Вильнюсские, Медининкайская, Мельницкая (с Подлесья), Смоленская, Стародубская, две Троцкие. А с территории современной Литвы были три хоругви: Вилькамирская (ныне город Укмерге), Ковенская (ныне Каунас) и Ужпольская - (район Укмярге). И только одной из них командовал жамойтский воевода Явнис, остальными командовали наши предки. " Здесь его книга-"15 июля 1410 года.Грюнвальд"(не читал) http://www.rus-lib.com/book/301712/all Здесь фильм-"Грюнвальд"(не смотрел) http://www.fayloobmennik.net/1266855
Милости прошу всех в главный в тему про энергетическое ядро Земли. Учитесь как надо аргументировать протосность.
Милости прошу всех в главный в тему про энергетическое ядро Земли. Учитесь как надо аргументировать протосность.
С вашего позволенья-лирическое отступление: http://www.youtube.com/watch?v=9eJqGRxR ... r_embedded http://www.youtube.com/watch?v=ZUl2eIud4EU http://www.youtube.com/watch?v=C2oQhTDu ... re=related
Бростовский П.К."Дневник дороги на комиссию в Вильну....1656 г."Так называемое Виленское перемирие в опустошительной(для ВКЛ) войне,результатом которой станет потеря Смоленска: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /text2.htm Польша воюет с Швецией,Литва-с Московией.Периодически в войне участвуют казаки Украины,татары.... На переговорах-поляков нет: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /text1.htm "Того же дня писали мы к Е. В. Королю и ко двору, извещая, что панов Коронных здесь нет (Т. е. нет Комиссаров собственно от Короны или Польши....)" От Смоленска участвует ксендз,каноник смоленский Котович. Заседание 9: "ничего более не можем вам уступить, кроме Смоленска, неоднократно облитого кровью наших братий, и от самого основания не кирпичами, так сказать, но нашими головами выстроенного, который так часто был причиной величайших кровопролитий, — Смоленска, с принадлежащими к нему городами по реку Ивату, а именно уступаем вам Смоленск, Белой, Дорогобуж, Рославль, Мозовск, Чернигов, Стародуб, Попову-Гору, Новгород-Северск, Почеп, Трубчевск, Невель, Себежь, Красной. " "Думая и то и другое, мы заключили, что они этой декларацией не только нам ничего не возвращают, но даже в другой раз хотят отнять у нас столько же, когда отписали себе Волынь и Подолию, Малую Русь и проч. Пусть бы они сказали нам, была ли там когда чья-нибудь нога из Москвитян? " О поведении московитян на оккупированных территориях: "Из города писали Императорские Послы(австрийские посредники), что Москвитяне высылают из города много людей, особенно молодых." "также из [521] Бреста получена почта: ужасные письма и вопли на то, что пренебрегают тамошний народ." И так далее. Любопытно: 12 октября."В городе подрались наши люди с войсковыми товарищами и сильно поколотили их; досталось и нашим. Москвитяне усердно помогали нашим, как безвинным и знакомцам." Нигде штабных не любят. Король и Вел.Князь присылает письмо переговорщикам с советом не скупиться и отдавать территории.Но те против и отстаивают свои земли.Посредники(императорские) "выговаривают нам за то,что Королём дан Царю необычайный титул,т.е. Белой,Малой и Великой России"(заседание первое) Заседание 15: "Второй пункт об уничтожении Унии мы приняли со смехом и презрением, говоря, что уничтожать веру нашу — значит скорее нас самих истребить"
Вологда, поможет google translate. Там про письменные нормы старобелорусского языка. Дело в том, что украинцы и стандартную норму 16 века себе приписывают. Автор спорит с этим тезисом.
Очень интересно. Затронуть можно и другой вопрос: этничность в домодерный период. Тут безумно интересно - http://bha.knihi.com/10/sah10.htm На белорусском. Переводчиком переведите, если не читаете.
Критика И.Мерзалюка,славянофила? Беларусы сформировались на основе племён кривичей,дреговичей,радимичей.А для русских кого он оставил?Вятичей? И древлян с полянами киевских? А балтский субстрат беларусов,угро-финский русских ....? Мерзалюк-единственный в своём роде.И наука опровергает его по всем статьям.Топонимы,особенности языка (выделяющего этот язык среди других славянских),археология,антропология и генетика однозначно указывают на балтский субстрат,основу беларусов.Так же как и на угро-финский субстрат русских. Российская карта:
Ну и чо, посмотрели? А можно что-то пояснить дополнительно про «известный историк»? А то в гуглах кое-какие «известные А.Тарасы» находятся, но никто из них вроде и не историк? А чего это он, будучи «известный историк», пишет на сайте «Бойцовский клуб»? :shok: Ага, действительно книга, и даже свежачок - 2011 года. Монография? :good: Ай, не! - «Книга расчитана на широкий круг читателей, интересующихся ...» Сергей Кмит, ну как же Вам не ай-яй-яй? :unknw: Нехорошо это как-то — а еще известный на Белорусской Смоленщине литвин :acute:
Честно говоря , не понял Вашей критики.Но если искать в интернете,действительно сразу выскакивает форум боевых искуств и тема о нём. http://www.budo-forums.ru/topic/24846-a ... a-mashina/ А здесь тема "Войны Московской Руси с ВКЛ"-начинается со статьи,в которой ему задают вопросы. http://www.hetman.by/forum/viewtopic.php?f=14&t=417 Пока нет. Ну что-Настало время вспомнить Грюнвальд?
... нет уж, хватит тролить :acute: ... сказал А, теперь доказывай что не хрень сказал ... а потом ужо и Грюнвальд может быть будем вспоминать
Так,Семён(Лунгвень) на Грюнвальде был: По Я.Длугошу:"Кроме того, были в литовском войске Александра Витовта, великого князя Литвы, хоругви, под которыми стояли только рыцари литовские, русские, самагитские и татары. Эти хоругви, однако, имели более редкие ряды и меньше оружия, чем польские; так же и конями они не могли сравняться с поляками. [91] Знамена же, определенные таким хоругвям, были почти все одинаковы, ибо почти каждая имела на знамени воина в доспехах, сидящего на белом, иногда черном, либо гнедом, либо пегом коне и потрясающего мечом в простертой руке, на красном поле. Только десять из них имели другое знамя и отличались от остальных тридцати; на них на красном поле были нарисованы знаки, которыми Витовт обыкновенно клеймил своих коней, которых имел множество; так как знаки эти нельзя описать как предметы, их можно изобразить таким образом: . 99 Назывались же хоругви по именам земель литовских, а именно: Трокская, Виленская, Гродненская, Ковенская, Лидская, Медницкая, Смоленская, Полоцкая, Витебская, Киевская, Пинская, Новгородская, Брестская, Волковыская, Дрогичинская, Мельницкая, Кременецкая, Стародубская; некоторые же носили названия по именам литовских князей, которые по повелению князя Витовта предводительствовали ими, а именно: Сигизмунда Корибута, Лингвеновича Симеона, 100 Георгия. 101" Польский вариант: "Prócz tego było w wojsku litewskim 40 chorągwi wielkiego księcia litewskiego Aleksandra Witolda, pod którymi stawili się jedynie żołnierze litewscy, ruscy, żmudzińscy i tatarscy. Miały one jednak mniej liczne szeregi i mniejszą ilość broni niż oddziały polskie. Nie dorównywały również Polakom, gdy chodziło o konie. Godła zaś tych chorągwi były niemal wszystkie jednakowe. Prawie każda bowiem miała w herbie na czerwonym polu zbrojnego męża siedzącego na białym, niekiedy na czarnym albo rudym lub pstrokatym koniu i potrząsającego ręką z mieczem. Tylko 10 z nich miało inne godło i różniło się od pozostałych 30. Były na nich na czerwonym polu wymalowane znaki, którymi Witold zazwyczaj oznaczał konie, a miał ich całe mnóstwo. [...] Nazwano zaś te chorągwie, jedne od nazw ziem litewskich, a mianowicie: trocka, wileńska, grodzieńska, kowieńska, lidzka, miednicka, smoleńska, połocka, witebska, kijowska, pińska, nowogrodzka, brzeska, wołkowyska, drohiczyńska, mielnicka, krzemieniecka i starodubska. Inne zaś nosiły nazwy od osób książąt litewskich, których Witold wyznaczył na ich dowódców, mianowicie od Zygmunta Korybuta, Szymona lingwenowicza, Jerzego." Из русского варианта куда-то пропали "40 хоругвей".С чего бы это?А? Смоленская хоругвь-одна.Но дальше,в ходе битвы Длугош говорит о 3-х смоленских ....знамёнах. В Википедии Семён-с 1389 по 1392 г.-князь Новгородский; с 1392 по 1431г.- князь Мстиславский, В 1407-1412г.-снова князь Новгородский.В 1407 г.воюет за северские земли(рядом со смоленскими)-это можно делать с Мстиславля или Смоленска,но не из Новгорода. " Возможно был наместником в Смоленске Его хоругвь на Грюнвальде носила его имя."Семёновцы"-мстиславцы? "W tej walce rycerze ruscy ze Smoleńska, stojąc przy trzech własnych chorągwiach i walcząc nader zawzięcie, zasłużyli na wielką chwałę jako jedyni, którzy nie wzięli udziału w ucieczce." (....стоя под тремя собственными знамёнами....) "Chociaż bowiem pod jedną chorągwią wycięto ich w najokrutniejszy sposób, a samą chorągiew podeptano na ziemi, w obu jednak pozostałych walczyli bardzo dzielnie, jak przystało mężom i rycerzom." (....под одним знаменем....под двумя другими....) Три отряда смоленских,а тем более 3 хоругви-домыслы. Судя по Длугошу и Википедии-была Смоленская хоругвь(кто возглавлял-неизвестно) и хоругвь Семёна(Лунгвеня) под его именем,скорее всего из Мстиславля. Хоругвь Семёна шла ,вероятно,под "Погоней",так как на его личной печати-"Погоня"
Белорусский Эльзас и Лотарингия (Смоленщина) - перевод тут : bit.ly/vtBkVS оригинал - http://www.smalensk.org/?p=440
Это комплимент? Я на тебя не обижаюсь.... Грюнвальдская битва. Хоругвь одна,а знамён-много.Так и у Смоленской хоругви.Пока мне видится так.Кстати это наши знамёна(красные и синие цвета)-Литвы(Беларуси).
Кміт, вопрос: есть ли у вас какие-либо источники по людским потерям Смоленского воеводства и Стародубского повета в 1654-1667 гг?
Надо посмотреть.Но пострадали ,в основном,восточные воеводства Литвы (Беларуси).Потери с угнанными в плен-до половины населения.Кто-то ушёл с отступающими войсками....
Печать интересная. Неужели на "мечевых денгах" изображена "Погоня"? А я всегда думал - что "Ездец".... http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED% ... 1%F2%E2%E0 Будто один мастер и печать и деньги делал...
Да,удивительно. Оттуда же: "Рубль разделялся на полтины, гривны и алтыны." "Самой распространённой монетой была денга. Виды денги: большая и малая, новгородка и московка, деньга копейная и мечевая." Читал где-то,что деньга(от таньга) и алтын-денежные единицы Орды.С Москвою и Тверью всё понятно.Но и Новгород ими пользуется.... Решил что-нибудь найти по деньгам в Смоленске.В Литве с 13 века(может и раньше,не уверен)-изрои-что-то на подобие кусков рубленной проволоки с насечками и изготовлялись,по моему,в Витебске.Позже монеты били и в Полоцке,и в Смоленске....А "монетный двор ВКЛ находился в Гродна. Встретился такой документ: (1300 год) В нём: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... ml?id=3991 "Как то Немчи послали свое коне из Смоленьска у Витебеск, то ты, княжо, тые коне [266] обизрел и улюбил еси одиного коня, — тъи конь был Герлахов, — то ть ты его хотел без измены; тыи людье рекли: княжо, мы коня не дамы, ни продамы его, не смеем — конь Герлаков. И ты, княжо, давал еси на кони 10 изроев, " Можно сделать вывод-в Смоленске на рубеже13-14 веков пользовались литовскими изроями(?).
Кмит, цитирую: Разговор с Олегом Трусовым Автор и ведущий Сергей Абламейко Недавно мне довелось прочитать воспоминания виленского белорусского деятеля времен войны, доктора медицины Иосифа Малецкого «Под знаком Погони». Выданные они в 1976 году в Торонто белорусским издательством «Погоня». Со страниц книги встают страшные картины виленской белорусского трагедии в конце 30-х начале 40-х годов. Над белорусами в белорусском столице издевались и поляки, и литовцы, и русские, и немцы. И не только издевались, но и истребляли нас, доносили на нас, и, даже, будучи сами в подполье, отстреливали наших деятелей. Например, только на соседней Лидчине за время войны польское подполье убило 1200 белорусов. Но там, на белорусском Западе, исторические обстоятельства сложились так, что как на Виленщине, так и в районе Белостока, существовал собственно белорусский движение, которое так или иначе защищало белорусов и свидетельствовало о их присутствии. А что на белорусском Востоке, подумалось мне, что со Смоленщиной и Смоленском? Там уже целые столетия никто не защищает Белорущины. Чем это место было для Беларуси и чем оно является для нас сейчас? Или закрытое смоленское вопрос? И вообще - достаточно ли внимания мы уделяем Смоленске, оглядываясь на свою историю? В белорусское Средневековья там жили Климент Смолятич и Авраам Смоленский. Именно в тексте торгового соглашения смоленских купцов с Ригой от 1229 года ученые впервые фиксируют лексические особенности белорусского языка. Именно там в конце XIV века жил Лука Смаленец, автор известного белорусского литературного памятника «Смоленский псалтирь». Именно в Смоленске была составлена знаменитая «Похвала Витовту» и так называемый Белорусско-Литовский Летопись 1446 года. Именно из-за этого город наше государство вела бесконечные войны с Москвой, именно за Смоленск и Смоленщину положили головы тысячи и тысячи белорусов, и именно смоленское соперничество с Московией в значительной степени предопределила историческую судьбу целой старой Беларуси. Белорусский характер этой земли не вызывает сомнений. Это сегодня россияне, в нужде времени, называют тамошние речи юго-западными русскими. А вот если угрозы в виде белорусского государства не существовало, например в 1860 году, они подавали о Смоленске другую информацию. По данным Смоленского статистического комитета, тогда 68% населения Смоленской губернии были белорусами. А в центральных и западных уездах губернии эти цифры приближались к 100%. В Красьненским уезде белорусов было 95%, в Рославским - 94%, в Смоленском - около 91%, в Поречский - 90%, в Ельнинским - 90%, в Духавшчынским - 87% и в Дорогобужский - около 81% населения. 30% небелорусского населения в губернии давал сам Смоленск, русифицированных за 300 лет плена. Трехсотлетний пленом объясняется и почти полное отсутствие там организованного белорусского движения. Хотя, впрочем, отдельные исторические факты свидетельствуют, что и в Смоленске-то было. Например, известно, что на Всебелорусском конгрессе в Минске в 1917 году смоленская делегация, в отличие от Витебской и Могилевской, которые выступали за автономию Беларуси в составе России, вместе с Виленской делегацией выступила за полную независимость нашей страны. В начале века оттуда происходил даже один из белорусских поэтов. Известно также, что во время последней войны в Вильнюсе белорус из Смоленска Ефремов активно сотрудничал с редактировалось Франтишка Олехновича газетой «Белорусский Голос». Для разговора о Смоленске я решил пригласить известного белорусского историка и общественного деятеля Олега Трусова, который и сам родом со Смоленщины. То, что вы дальше услышите, позволяет предположить, что г. Трусов фактически представляет сегодня какую-то новую всходницкую течение в белорусском общественно-политической мысли, которую можно назвать Смоленской, или, по крайней мере, Смоленско-Могилевской. ххх С.А. - Олег Анатольевич, как Вы относитесь к сослагательного наклонения у истории? Корректно это или нет для историка? А.Т. - Я считаю, что это очень корректно, и сослагательное наклонение в истории существует всегда. Если посмотреть по-философски - что такое история, так это какой-то момент, которого нельзя измерить. Вы же знаете этот софизмы о черепаху и Ахилла, еще со времен Древнее Греции. Поэтому настоящий историк должен сослагательное наклонение в истории рассматривать бесконечно. Ведь все варианты, которые были в истории и могли произойти, но не состоялись, - они имеют право на существование в будущем времени. И таких фактов можно привести довольно много. Если, например, что-то не удавалось сразу, то оно могло быть совершено народом с пятой, восьмой, десятой попытки. Возьмем, например, многие восстания болгар против турок. И болгарские историки-возрожденца всегда рассматривали по-философски, литературно свои ошибки. Особенно если восстание не получило должного результата. Поэтому мне кажется, что то, что делает сейчас Радио Свобода, рассматривая в конце ХХ века возможные варианты белорусского пути, - очень важно. И такой подход имеет право на существование как любой футуризм. С.А. - Спасибо. Ну а теперь - о Смоленска. Я обращаюсь к Вам с этими вопросами и как прафессиональному историка, и как к человеку, который родом из Смоленщины и даже имеет в паспорте запись «россиянин». Прежде всего, какие этапы смоленской истории Вы могли бы выделить? А.Т. - Их нескольких. Первый и чрезвычайно важный - образование Смоленское государства. Дело в том, что кривичи - тот славянский народ, который вместе с болтами лег в основу белорусов - создали одновременно три государства: Полоцкую, Псковскую и самую большую и сильную - Смоленскую. И Смоленская государство имеет свои истоки где-то в IX-X веках, если неподалеку от Смоленска возникла так называемое Гнездово, которое было одним из первых городских образований на территории Центральной и Восточной Европы, где вместе со славянами жили и варяги, а также и другие племена. Там археологи откопали интересные находки. Именно там найдено большое количество арабских дирхемов, так Гнёзнава, а потом и Смоленск стали узловой пункт на пути из «варяг в греки» - пути, через который шел европейский торговлю с Балтийского моря в Каспийское и Черное. И потом Смоленская государство, в отличие от других восточнославянских государств, была самой долговременную. Смоленское княжество, фактически, существовала как независимое государство до конца XIV-начала XV веков, в то время как Полотчине свою независимость потеряла где-то в начале XIV-го. Смоленщина существовало еще 100 лет как самостоятельный этнос, как государство со своей армией, со своими летописями, архитектурой ... И это очень важно. К сожалению, факт независимого существования Смоленщины в XIII-XIV веках мало кто рассматривает. Россиянам это невыгодно, а белорусы до этого пока что не дошли. С.А. - Вы говорите, что кривичи создали три государства. Но были ли смоленские кривичи полностью идентичны полочанам и псковичам? Ведь вот сегодня археологи и антрополог утверждают, что полочане были практически идентичны латгалам (!). Сейчас ведь копают и видят почти идентичны с латгалам наряды. Иными словами, скрытые балтские влияния или даже корни. Что Вы можете сказать в этом смысле о смоленских кривичи? А.Т. - Смоленские кривичи немного отличались тем, что они пришли на пограничные земли. Но на территории Смоленщины до XII века существовала всходнебалцкае племени Голядь, и Смоленцев его асымилявали довольно поздно, болты существовали еще в XII веке, не говоря уже о VIII-IХ-Х веке. Другое дело, что на Смоленщине кривичи столкнулись и с финно-угорскими племенами, так как это была граница между болтами и финно-угрями. И этот элемент финно-Венгрии в Смоленцев имеет место. Кстати, псковские кривичи уже наполовину связанные с финно-прыщами, т.е.. намного больше, чем Смоленцев. Поэтому исследования наших археологов по Полоцком районе в картину заселения балтских просторов кривичами ничего нового не дают. С.А. - Действительно, это очень интересно. Получается, в XIII-XIV веках существовала еще одна белорусский государство. А.Т. - Да. Полностью независимая, полностью сaмастойная. Со своими князьями, летописями, архитектурой. Все это было. Просто мы о ней еще не знаем. Это - неизвестная Беларусь. Более того. Московские князья ходили на это государство воевать вместе с татарами. Потом от московитов ее защищали великие князья литовские. Во второй половине XIV века Ольгерд сколько раз защищал Смоленск от московско-татарских наездов. Об этом есть много письменных источников. Но потом ВКЛ присоединила сначала Мстислав, а после, в начале ХV века, и Смоленск. Смоленщина перешла к ВКЛ на 100 лет, а в 1514 году Смоленск захватили войска Василия III. И еще раз Смоленск вернулся в состав Великого Княжества Литовского в 1609 году и находился в нем до лета 1654 года. С.А. - Ну и как бы Вы оценили роль, значение Смоленске для Беларуси на всех этих этапах? Он был камнем раздора между Великим Княжеством Литовским и Княжеством Московским, был причиною разорительной и истребительная войны между ними. Как Вы очерчивают роль Смоленщины для Беларуси, например, геополитически? А.Т. - Смоленщина для Беларуси - это своеобразная Адмета, своеобразный символ как белорусского возрождения, так и упадка. Как только вопрос Смоленщины возникает - всегда Беларусь становится на ноги и возрождается. Так же и как только оно исчезает с исторической карты, то и Беларусь в упадке. Вот конкретные примеры. После битвы под Оршей Смоленск остался в составе российского государства. И это привело к тому, что немного позже пришел в Беларусь Иван Грозный, захватил и уничтожил Полоцк и истребил, фактически, Полотчину как этнокультурный регион. И мог он это сделать только имея в руках Смоленск. Однако если Россия сама попала в трудное положение - так называемый Смутное время - и когда польский король и великий князь литовский Сигизмунд в 1609 году штурмом взял Смоленск, ситуация резко изменилась, и Великое Княжество Литовское в первой половине ХVII века достигла последнего подъема. Это был последний всплеск его процветания, расцвета материальной культуры и зодчества. Именно в это время через Смоленск в Москву пошли влияния нашего барокко: это и белорусское изразцы, это и наши резчики и т.д. Смоленск стал форпостом белорусов для завалодваньня культурными просторами Московии. Потом, когда в 1654 году Смоленск окончательно попал в состав Российской Империи, состоялась очень любопытное явление. К 1924 году, а еще точнее к 1941-му, Смоленщина оставалась фактически белорусским краем, то есть большинство народа не была ассимилированы русскими завоевателями. Наша Смоленщина вновь подняла голову в конце XIX - начале XX века. Например, если на Всебелорусском конгрессе в декабре 1917 года (80-летие которого мы недавно отмечали), делегаты Витебщины и Могилевщины выступали за автономию Беларуси, то Смоленцев вместе с жителей Вильнюса выступали за полную независимость. Потом Смоленск сыграл огромную роль через пару лет, когда в Смоленске была провозглашена БССР. И вот, эти моменты показывают, что вопрос Смоленщины - то же, что и вопрос Страсбурга, Эльзаса и Лятарынгии, во французском-немецких отношениях. Самое интересное, что вопрос белорусского Смоленщины было полностью сформулированное в третьем томе «Живописная России», который в Беларуси, кстати, успели переиздать в 1993 году. И вот если открыть этот том на странице 442, то мы увидим, что по сведениям 1860 года, белорусов в Смоленской губернии насчитывалось 1122000, а великороссов (русских) - 520 000, в процентах - 68% и 32%. Получилось так, как ни странно, что Смоленская губерния была одной из самых белорусских. Почему? Потому, что количество евреев была здесь минимальна. Граница оседлости отрезала городское еврейского населения от Смоленщины. И неслучайно, что она была такой белорусско-сознательно. В городах Смоленщины, за исключением тех, что попали в состав Могилевская губернии, евреев было значительно меньше или совсем не было. То же самое и насчет поляков. Кстати, польское ассимиляции не существовало на Смоленщине после 1654 года, и Католицизм исчез как явление, и униатство пропало. Смоленщина стала такой благодаря этим, кажется, неблагоприятным фактором для остальной Беларуси. Это как феномен Белосточчины. Православная церковь не воевала с уния и католицизм, так как они поддерживались на государственном уровне, и крестьяне по-прежнему пользовались белорусским языком и дожили до XIX века без всяких признаков ассимиляции. (В Белостокской на начало XIX века оставались 3 православные приходы. - С.А.) Последние данные по Смоленской области для 1924 года. Тогда, во время укрупнения БССР, подчеркивалось, что большинство населения Смоленское губернии - это белорусы. Есть официальные документы. Даже на смоленском радио выступали представители тамошних губернского властей и об этом свидетельствовали. Это - 1924 год. С.А. - Видите ли Вы какие-то параллели в судьбе Смоленщины и Виленщины? А.Т. - Параллели я вижу больше не с Виленщины, а с Белосток. Ведь Виленщина и Вильно - это все же сердце Великого Княжества Литовского, сердце и столица Беларуси. Смоленск никогда, за исключением одного дня - 1 января 1919 года - не претендовал на столицу Беларуси или БССР. Он один только день был столицей. Но он для нас имеет такое же значение, как на западе Гродно. Представьте себе, что сейчас Гродно попала в состав Польши. Мы бы понесли такие же потери, и культурные и этнические. Это город, который я сравниваю не с Вильнюсом, а с Гродно. А потом, когда Смоленск попал в состав России, его функцию выполнял Мстислав. Но он не мог все же сравниться со Смоленском. Это как Слоним на Гродненщине. После Гродно он другой город, но прежде он никогда быть не может. С.А. - Ну а чтобы Смоленщина осталась в составе Беларуси, которым мог бы быть судьба Беларуси и который был бы судьба и сегодняшнее лицо Смоленщины? А.Т. - Во-первых. Большая часть Смоленщины могла попасть в состав Беларуси в 30-х годах. Даже были напечатаны в «Зьвязьде» карты БССР, где несколько уездов Смоленщины должны были со дня на день войти в состав БССР. На Смоленщине существовали белорусские школы, и вопрос воссоединения западной части Смоленщины с БССР фактически было решено. Только репрессии 30-х годов прекратили этот процесс. Поэтому, чтобы Смоленщина тогда попала в состав БССР, то ситуация с белорусским языком и культурой была бы намного лучше, чем сейчас. Потому что в этих деревнях Смоленщины люди и сейчас говорят, фактически, по-белорусски. Присоединение Смоленска к Беларуси дало бы нам другую ментальность, дало бы нам возможность сейчас говорить с восточным соседом на другом языке - на языке равного с равным. Ведь отнесением границы Московское государства на 200-300 километров на восток, это то же, как, например, Белосточчина в составе Беларуси. Пребывание Смоленске в составе Беларуси дало бы нам возможность достичь во время последнего возрождения гораздо больших результатов. Не говоря уже о том, что смоленские земли сейчас - пустые, необитаемые, мы могли бы решить вопрос с чернобыльскими переселенцами. Неслучайно чернобыльцев поселили в Дрибине, это на самой границе Смоленщины. Можно было населить и Красное, и Дорогобуж, и другие районы, так как сейчас там живет по 10-15 тысяч человек, фактически это пустые земли. С.А. - Ну и сегодняшний день. Если посмотреть назад, в прошлое, то никакой срок не является большим для истории и нет ничего вечного в истории. Или навсегда потеряна Смоленщина для Беларуси и, подчеркиваю, для белорусскости? Я знаю, что Вы во время депутатства имели отношение к такой информации, и имели контакты со смоленской элитой. А.Т. - Дело в том, что в 1990 году я в составе небольшой группы депутатов оппозиции Демклуба, в которую кроме меня входили Петр Садовский, Дмитрий Булахов и Зенон Позняк, ездил в Верховный Совет РСФСР в Москву. По разным вопросам. В том числе встречались и с представителями Смоленщины, депутатами ВС РСФСР от Смоленское области. И то, во время дружеской беседы в гостинице «потерялся", мы несколько часов разговаривали на те самые темы, что и с Вами сейчас: возможно ли возвращение Смоленщины назад в Беларусь? В результате, например, референдума. В то время был принят Закон СССР «О референдуме», и мы ставили вопрос теоретически. Например, объявлены референдум - где быть Смоленщине, в Белоруссии, БССР тогдашней, или в России? Как на это смотрит местная элита? Ведь те депутаты и были представителями местное элиты - представители райкомов, обкомов Смоленское области и т.д. На удивление, все они высказались «за». Они сказали, что если бы этот референдум состоялся, чтобы нам не мешали, мы бы все перешли в Беларусь. Потому что в то время Беларусь жила намного лучше, чем Смоленщина, и они всегда смотрели на Беларусь, как, например, поляки смотрели на Германию, или восточные немцы на западных. Что меня удивило, так это то, что эти люди (а большинство из них были приехав на Смоленщину окончании войны, ведь в войну этот край был полностью уничтожен) были патриотами Смоленщины по духу. Многие из них выписывали газету «Зьвязда», один из них прочитал нам наизусть стихотворение Петруся Бровки, все они слушали Белорусское Радио, даже, некоторые «ЛiМ» читали ... Опять же говорю - это не интеллигенция, это интеллигенция партийная, номенклатурные.
Ccылка на Я.Длугоша в польском варианте: http://staropolska.pl/sredniowiecze/dzi ... sz_02.html Когда говорят о трёх Смоленских хоругвях,имеется 2 варианта: 1) Это Смоленская,Мстиславская,Оршанская. 2)Это Смоленская,Мстиславская,Стародубская. Если одной из них командовал Семён(Лугвень),то и остальными мог командовать только он, так как он-родной брат Ягайлы и не потерпел бы власти над собой какого-нибудь Оршанского или Смоленского князя.Видимо из за этого пошёл разговор о Семёне как командире трёх Смоленских хоругвей. У немцев эта Грюнвальдская битва называется "Битвой при Танненберге".