К сожалению к Смоленщине это отношения действительно уже не имело. Проекты восстановления ВКЛ, которые рассматривались Александром 1 имели ввиду границы Литвы (RP) до 1772 года. Собственно в начале 19 века терр. РП в Российской Империи де-факто продолжали составлять особую страну - со своим укладом, своими законами, своей элитой, культурой, языком, экономикой, религией и пр. и пр. Вплодь до литовских воинских формирований, которые комплектовались по месту жительства. Воссозданное в 1812 г. при Наполеоне ВКЛ не охватывало даже Белорусские губернии (то есть терр. после 2 раздела), а состояло из четырёх провинций, соответствующих Минской, Виленской, Гроднрнской губ. и Белостокской обл.
Думаю, что это очередная байка . :unknw: Ни о каком "Белорусском" гос. образовании в начале 19 века не могло идти речи, так как "Белоруссия" представляла из себя не более чем регион Литвы, который Россия считала "русским".
Вообще в начале 19 века "этнографический" или "этнический" фактор не имел большого значения, так же как и диалекты коренного крестянского населения. Политику и экономику делали элиты, они же вели войны и устанавливали границы. И при установлении границ первоочередное значение имело "право", "законность", "наследственные права" и т.п., но никак не фольклёр и оттенки говоров. То же ВКЛ Наполеона - это не что иное как Литва в границах 1772-1793 г.г., Проекты ВКЛ Огинского и Чарторыйского - это "литовская" и "руская" части Речи Посполитой в границах до 1772 г. http://vln.by/sites/default/files/map4.jpg Это в начале 20 века началось мракобесие перекройки границ, массовые депортации и истребления под лозунгами "права наций на самоопределение" и пр. :diablo:
Де-юре Смоленское воеводство состоящее из двух поветов, Смоленского и Стародубского, было частью Литвы и РП вплодь до 1795 года. Однако это была виртуальная принадлежность , Смоленский повет уже долгое время был важной частью России, а Стародубщина частью Гетманщины (как составной части России). Это не влияло на традиционную культуру и язык коренного крестьянского населения, но элиты были уже сменены кардинальным образом. Выше я приводил источник относительно принудительного "обрусения" Смоленска и смоленской шляхты в 18-19 веках.
Думаю что речь идёт просто о Литве и Короне, граница между которыми проходила в этом регионе. То есть жители Гродненского и Волковыского поветов - Литва, а Подляшское воев - Корона. ( надо проверить по карте)
Licvin, разговор сводится к истории польско-литовского государство. Это краеугольный камень в современных отношений Польши и Литвы. Я уже не раз давал ссылки на их споры друг с другом. Вот еще одна, где литовский радикал призывает учить маленьких детей с детства ненавидеть поляков. И высказывает все обиды за прошлые века. В среду открытое письмо опубликовал сигнатор, философ Ромуалдас Озолас", пишет газета Respublika. Письмо лидера Партии центра, подписанта Акта о независимости озаглавлено "Кто с кем и из-за чего должен помириться?". Сам философ и политик обвиняет своих соотечественников, которые не могут спокойно смотреть на опасное нагнетание межнациональной розни, во всех смертных грехах - призывы интеллектуалов к миру вызывают у него "брезгливость". "Объятые мучительным чувством стыда и брезгливости, мы наблюдаем, как в Литве изо дня в день предают и продают основы и принципы литовской культуры и цивилизации - совесть, верность, единство слова и дела, самоотверженность и ответственность. Все, что было сделано великого, все, что было достигнуто, следуя этим ценностям. Именно эти принципы защитили Литву и литовцев, сформировали историческое лицо Европы. О какой европейской цивилизации говорите вы, считающие себя интеллектуалами, отождествляя ее с принципами мудрости и терпимости, покорности и любви к ближнему? Когда и где Европа ими руководствовалась? Они от имени Европы навязывались литовцам католической церковью Польши, которая коварством и агрессивностью подчинила себе политическую элиту". Вот так, нужно вытянуть ненависть столетней давности и даже "с античных времен" и внушить ее юному поколению. Заставить и сегодняшних литовских детей ненавидеть польских детей Литвы, потому что они ведь тоже поляки. "Несчастная история нашего народа в период эгоистического слияния с польским королевством - это не "потерянные века" - это всего лишь время, когда литовские вельможи лишились национального самосознания, и этого факта вы не хотите признать, возможно, именно потому, что своими призывами помириться с "братьями", которые презирают и подрывают наше государство, вы предлагаете продлить это время сейчас. Кто клевещет и унижает наш исторический путь начиная с античных времен и до сегодняшних дней? Неужели вам нужно напомнить о деле по поводу роли литовцев в Жальгирисской битве, которое возникло с Длугошем и продолжается до наших дней? Почему Конституция Польши 1791 года и сегодня скрывается под именем Конституции 3 Мая? (...). Почему вы осуждаете шествие 11 Марта и никогда ни словом не вспоминаете о дебошах ветеранов Армии Крайовой и их потомков где-нибудь в Вильнюсском крае или манифестации привезенных из Польши темных элементов в Вильнюсе?". http://www.regnum.ru/news/polit/1397719.html У нас своя история, у поляков и литовцев своя. А вы занимаетесь литвинством - которое представляет собой круг по интересам, и к реальной истории Польско-литовского государство, со всеми его проблемами, которые и сегодня дают о себе знать в тяжелых отношения поляков и литовцев, ровном счетам никакого отношения не имеет.
Эти 4,5% и есть та "элита", которая типа идентифицирует народность как таковую. Как собственно и обсуждалось выше. Историческая практика показывает, что она в 100% случаев обслуживает отнюдь не интересы народа, который пытается переидентифицировать.
Вот я одного не понимаю. Ты безапелляционно утверждаешь, что все, что не ложится в твою бредовую теорию подчищено цензурой и никоим образом не веришь в цензурирование практиковавшееся во времена польской оккупации Смоленщины. Где логика? Что у всех поляков, литвинов и прочих протосов ангельские крылья? Ну, так иди порхай вместе с ними и не копти нам наше отцензурированное небо.
Какая элита? Элита у власти. Эти данные 2-х-годичной давности.Сейчас вероятно ситуация другая.Но в условиях диктатуры и репрессий на что-то расчитывать в этом плане-бесполезно.Обнадёживает то,что свою историю хотят лучше знать более 70% населения....Я так понимаю-в России наоборот-большинство довольны своей историей и....(скажем так) не хотят выяснять её тёмные пятна.
Так я пользуюсь (почти всегда) русскими источниками,отцензурированными, и то такая картина получается. А если без цензуры,то.... Ваше отцензуренное,закопчёное небо мы расчищаем. Оккупация Смоленщины была Москвой, но после этого Смоленщина постоянно пыталась освободиться от этой оккупации и воссоединиться с народом,с которым составляет единое целое в этническом,культурном,языковом плане.
http://www.smalensk.org/?p=198#more-198 Да прыкладу, калі ў 1924 годзе адбылося першае ўзбуйненне БССР, вяскоўцы, што былі прыпісаны да РСФСР, але лічылі сябе беларусамі, адсылалі прашэнні ў беларускі ЦВК аб далучэнні сваіх вёсак да Беларусі. Жыхары вёсак Вялікі Рай, Малы Рай і Свірыдаўка Бахоцкай воласці пісалі: “…Собравшись сего числа (1924 г., марта 30 дня) на общий сход и обсудив вопрос о присоединении нас к Великороссии, решили: ввиду того, что мы искони принадлежали к нации белорусов, каковыми были наши прадеды, отцы и деды…Узнав, что наши деревни отходят к Смоленскому уезду, следовательно к Великороссии, в нас пробудились национальные чувства – жажда присоединения к родному краю, в котором мы родились и желаем умереть, защищая наше национальное право” [2, арк. 398]. Мне не понятны действия этих крестьян-им то какая разница.... И конечно,судьба их.... Во время осады войсками Речи Посполитой Смоленска,смоляне (не только шляхта,но и крестьяне,были на стороне Речи Посполитой). Судя по Смоленским архивам смоляне участвовали в национально-освободительном восстании 1863 года. Цитата: "Но вот интересный факт: Смоленская губерния с радостью восприняла вхождение в состав Беларуси. Мало того – по своей инициативе в состав ССРБ она ввела еще три уезда, о которых съезд не заявлял как о беларуских. 15 января 1919 года Центральное бюро КП(б)Б поддержало ходатайство Смоленского губернского комитета партии о включении в ССРБ вместе с беларуской частью губернии еще трех уездов — Вяземского, Сычевского и Юхновского, признанных ранее территориальной комиссией спорными. Хотя еще по данным 1859 года население этих уездов было в абсолютном большинстве «племенем великороссиян», но ментально они были связаны со Смоленском как своей местной столицей, а потому вслед за ним пошли в Беларусь. (Добавлю, что жители этих трех уездов – не «великоросское племя», как было заявлено в 1859 году, а беларусы – потому что и сегодня говорят в деревнях на беларуской мове.)" Цитата: "Результаты такой политики налицо – в Смоленщине сегодня осталось 1,55% беларусов, остальные насильно записаны в «великорусское племя». Этот геноцид носил империалистический характер ЗАХВАТА земель соседа путем ассимиляции его этноса – и абсолютно ненаучный характер, так как, согласно самим же ученым царской России, их «великорусское племя» славянизированных финно-угров – принципиально этнически отличалось от «белорусского племени» славянизированных балтов (кривичей) по всем признакам" Цитата: 25 июня 1840 года Николай I издал указ, согласно которому все дела как по правительственной, так и по судебной части, не исключая дел дворянских и депутатских собраний, а также вообще все акты, какого бы рода и наименования они не были, надо было писать только на русском языке. 18 июля Николай I лично запретил употреблять термины Белоруссия и Литва. На подпись императору был подан документ, содержащий название «Белоруссия». На полях этого документа император приписал: «Впредь этих названий никогда не употреблять, а прописывать губернии поименно». В таком виде документ был разослан в качестве нормативного в губернские правления[11]. Этот факт часто рассматривают как свидетельство антибелорусской политики российских властей, однако указ касался фактически лишь переименования административных единиц в составе Империи. Вне официальных же бумаг выражения «белорусы» или «белорусское наречие» продолжали употребляться[12]. Официально стал использоваться термин «Северо-Западный край», а действие Третьего статута Великого княжества Литовского было отменено[8]. Цитата: "16 сентября 1831 года был создан специальный «Западный комитет», задачей которого являлась «уравнять Западный край во всех отношениях с внутренними великорусскими губерниями». Министр внутренних дел Российской империи Пётр Валуев подготовил для Комитета специальный «Очерк о средствах обрусения Западного края»[1 Цитата: "С середины 30-х годов и до начала Великой Отечественной войны в регионах с компактным проживанием белорусов за пределами собственно Белорусской ССР происходило массовое закрытие белорусских школ, так только в Смоленской области РСФСР за этот период были закрыты либо переведены на русский язык обучения все 99 ранее созданных белорусских школ[46]" Цитата: В конце 17 века "....стали появляться Литва,люди Литовского списку и Смоленская шляхта,которые уже составляли особый разряд Русской конницы...." Историк Соловьёв пишет: в конце 17 века "большая половина смоленской шляхты склонилась на Королевскую сторону" В 1752 году Смоленская шляхта составляла 1320 человек.
Битвы за умы людей Кмит напоминает Петра Ющенко, который твердил о протоукрах. К чему эти потуги, если сейчас смоляне считают себя русскими, то зачем пытаться навязывать им свои идеи о литвинах, сябрах, поляках или еще кого. Вопрос уже давно закрыт, но продолжает бурлить в умишках не слишком далеких нациков, которые никак не могут найти себя в этом мире, т.к. составляют меньшинство и постоянно ищут себе последователей, используя любые возможности, пользуясь полуправдой или заведомой ложью, отвергая любые источники которые не соответствуют нарисованному в их голове миру.
уоуока? Похож. Что эдесь неправда? Вот такие как ты засрали Смоленщину. Эта ветка вообще не для тебя. Поищи что-нибудь про Москву....
Кміт, касательно цитаты c www.smalensk.org. Это ваш покорный слуга листал эти документы в НАРБе. В самом деле, эти деревни до революции и перекройки границ именно в Могилёвской губернии находились. Не так много и прошений было, но факт, что идентифицировали эти люди себя как белорусов. Вопрос в том, что было ограниченное белорусское движение, но в сравнении с массой населения, которое считала себя русским, это капля в море. Согласен, что это белорусы, но чтобы они особо стремились в БССР... не особо разделяю Ваш оптимизм. От если бы Эстония рядом Слышали, народ, про Изборск?
Спустимся с небес на землю. Дела мирские. Белорусы давят смолян своим демпингом: http://www.smolgazeta.ru/vlast/7523-kak ... hichi.html
В начале 90-х западная часть Ершичского и Шумячского р-нов собирала подписи по деревням - за отход к Беларуси.Я был свидетелем и участником.Причём исходило это не от интелегенции, она лишь помогала оформить.Отослали подписи в Смоленск и Минск.Это я к тому, что процесс загнан в глубь, но не исчез (хотя деревня на западе смоленщины-почти уничтожена, а Беларусь берёт земли в аренду)
Начиналось -стихино, на местной сходке, и далее распространилось, у многих родственники в могилёвской-было с чем сравнивать. Причины-экономические(дороги и другое ),закончилось-построили дороги и тишина, а далее началось интенсивное вымирание деревень и выезд из них ( перестройка...).Сейчас пограничные с\х угодья , те что не заросли лесом Беларусь берёт в аренду.
Какие местные фермеры? В деревнях 3-5 домов которые доживают.Кто помоложе в райцентрах.Лес скупили-москвичи, и выбивают на продажу , используют как охотугодья. Кстати лес начили вырубать ещё в сов. время-хохлы.Народ тоже писал письма ,чтоб лес передали колхозу. В общем построенные дороги ведут в никуда! Совсем другая ситуация в Беларуси. http://www.gorodnews.ru/gorod/item.php?id=3941
Интересный момент в Баркулабивской летописи-Могилёв основали пришлые смоляне (в том числе?): http://izbornyk.ru/psrl3235/lytov11.htm "Иза хозяина кроля Жикгимонта, за митрополита Иону, за владыку полоцкого господина Хребтовича, за держанем господина Стафия Воловича, за старосту его господина Баркулаба Корсака, а господин Иван Черный был городничим. A место Могилев засели люди прихожие на Леткове, к Печерску идучи, то вотчичи — Сухоч, Бутак Андросович, около места прихожие люди селяне c Княжич, из Головчина, из сел многих; которые сели за Дубровной, то Буйничане и Голынчане селяне, также и из Радивонкович. Потому что первей было село Радивонковичи, а потом Буйничи — старые села, давние; а которые сели на слободе на Гривце на берегу около Кощоваго, круг Десятиныя, продки их из Смоленска пришлые смоляное, то ест Гавриил Дристун, Иван Беляй, Максим и иных много, также Овтушко Богатый, — тые вси из Смоленска пришли. Лета 1526 болший замок зароблен и принято много горы Могилы, на которой теперя замок Могилев \стр.138.\ стоит; по горце Могиле, назван Могилев. Начав от Днепра, идучи подле Дубровны, аж и за Печерское на гетой стороне кгрунты, то все Буйницкое было, а Буйничи село княженье можное держало: князь Крошинский, князьмосалский, господин Баркулаб, господин Солтан, господин Филон, и иных панов [много]."