Правильно (по-литвински во всяком случае) - Жамойты, Жамойць Обычно по-русски используется литовская транскрибция - Жемайты, Жемайтия. Это сильный и самостоятельный в прошлом народ, имевший своё гос. образование вплодь до разделов РП в 1795 году. Сейчас остатки жамойтов, не до конца ассимилированные в новую "общелитовскую "нацию, которая сложилась, как это не парадоксально на основе исторической Жамойти, поднимают вопросы своей национальной культурной автономии и резко критикуют официальные литовские (совпадающие с российской) идеологические и исторические доктрины относительно Литвы/Жамойти.
Безусловно, никакое национальное самосознание и национальную идентичность не намажешь на хлеб, в том числе и немецкое или русское. Разговор не об этом, собственно. Хотя, как известно, преуспевающие в экономическом плане страны и народы обычно имеют и весьма твёрдые и глубокие национальные корни. И вовсе не спешат отказываться от своих нац. традиций, языков и культур. Наоборот - всеми силами их развивают и поддерживают.
Интересно, а что это за внезапный наплыв литвинов на смоленский форум, с чего бы вдруг? Не замечала особого интереса в жизни к данной теме у смолян, а тут такая активная пропаганда. Кто эту музыку заказывает?
Ошибаетесь. Ничего принципиально нового из истории я не узнал. Узнал только о белорусском национал-шовинизме. Думаю, это так. Все мои предки, настолько далеко, насколько я знаю, жили на севере - северо-западе Смоленщины. И фамилия моя - очень редкое, топонимичное слово, которое по Вл. Далю встречается в Псковской и Тверской губерниях (тут Даль не прав, на западе - северо-западе Смоленщины - тоже). Вот это - едва ли. То, что вы сюда тащите, очень дурно пахнет. И не вызывает никакого желания в этом копаться, совсем наоборот.
А у смолян вообще хоть к чему-нибудь в этой жизни интересы есть? Да и есть-ли вообще смоляне (я имею в виду что-то большее, чем просто жители ГГС)? По поводу заказывает музыку, думаю никто....просто частный и бескорыстный интерес отдельных товарищей. Они давно пишут на своих форумах и о Смоленщине и о прочих условно белорусских регионах.
Ну, положим, более 80% граждан РБ считает себя именно белорусами по национальности. Это моноэтничная, монолитная в этническом плане страна. Другое дело, что прививаемый долгое время комплекс вторичности по отношению к другим нациям , который даже отражён в официальном названиии государства и народа не проходит бесследно. Такие идеи есть, но они сводятся к тому что "Белорусы - русские со знаком качества" (А.Г.Л.) Kакие идеи идентичности или государственности могут быть у народа, называющему себя "Тоже (белые/новые/малые) Русские"? Именно поэтому переспективы сохранения и дальнейшего развития нации и государства - возвращение своего собственного, коренного национального самопонимания , то есть в Литвинизме.
Licvin, а в чём конечная цель этого национального строительства? Для чего простому русскоязычному и русскокультурному жителю Белоруссии нужно становиться литвином? Может ему и русским быть не плохо? Зачем ему создавать какие-то барьеры? Единственное практическое применение вашему литвинизму я вижу в одном - использовать одержимых литвинов для защиты зараждающейся белорусской олигархии от России. По этому пути как раз пошла Украина.
Вопрос риторический. Наподобие - а зачем вообще человеку культура ? зачем нужен французский язык, если более распространён английский ? ... У белорусов на самом деле выбор не велик. Либо они продолжают становиться русскими, причём для многих этот процесс уже можно считать состоявшимся, либо они осознают себя самостоятельным народом, нацией с древней, самобытной культурой - литвинами. В первом случае Белоруссия окончательно становится частю России, де-факто и де-юре, это вопрос совсем небольшого времени Во втором случае Литва продолжает существовать и развивается как один из европейских народов.
Я бы не стал сравнивать совершенно разные страны, с разными этническими, политическими, историческими и пр. условиями - Украину и РБ. А что касается олигархов, коррупции и полнейшего безобразия в стране - тут Украине не помогли ни ультро-оранжевые президенты/премьеры (ныне под следствием), ни даже назначение нац. героями нацистских преступников. Все российские пост-перестроечные болезни нашли на Украине своё место в полном обьёме.
Как это - кто музыку заказывает, дорогая Ведьмочка? Міровая закуліса, конечно же, мерзкія США і іные буржуазные монстры.
Ну и в чем она заключается? Расскажите нам древние литвинские былины и баллады? У Мицкевича есть стихотворения о древней Литве перевиденное Пушкиным. Три у Будрыса сына, как и он, три литвина. Он пришел толковать с молодцами. «Дети! седла чините, лошадей проводите, Да точите мечи с бердышами. Справедлива весть эта: на три стороны света Три замышлены в Вильне похода. Паз идет на поляков, а Ольгерд на прусаков, А на русских Кестут воевода. Люди вы молодые, силачи удалые (Да хранят вас литовские боги!), Нынче сам я не еду, вас я шлю на победу; Трое вас, вот и три вам дороги. Будет всем по награде: пусть один в Новеграде Поживится от русских добычей. Жены их, как в окладах, в драгоценных нарядах; Домы полны; богат их обычай. А другой от прусаков, от проклятых крыжаков, Может много достать дорогого, Денег с целого света, сукон яркого цвета; Янтаря — что песку там морского. Третий с Пазом на ляха пусть ударит без страха; В Польше мало богатства и блеску, Сабель взять там не худо; но уж верно оттуда Привезет он мне на дом невестку. Нет на свете царицы краше польской девицы. Весела — что котенок у печки — И как роза румяна, а бела, что сметана; Очи светятся будто две свечки! Был я, дети, моложе, в Польшу съездил я тоже И оттуда привез себе женку; Вот и век доживаю, а всегда вспоминаю Про нее, как гляжу в ту сторонку». Сыновья с ним простились и в дорогу пустились. Ждет, пождет их старик домовитый, Дни за днями проводит, ни один не приходит. Будрыс думал: уж, видно, убиты! Снег на землю валится, сын дорогою мчится, И под буркою ноша большая. «Чем тебя наделили? что там? Ге! не рубли ли?» «Нет, отец мой; полячка младая». Снег пушистый валится; всадник с ношею мчится, Черной буркой ее покрывая. «Что под буркой такое? Не сукно ли цветное?» «Нет, отец мой; полячка младая». Снег на землю валится, третий с ношею мчится, Черной буркой ее прикрывает. Старый Будрыс хлопочет и спросить уж не хочет, А гостей на три свадьбы сзывает. Это про предков белорусов?
Да, легенд и баллад хватает. Могу Вам предложить ещё одну балладу Мицвкевича, основанную на народной легенде. О том, как древний литовский город ушёл в пучину вод, дабы не отдаться на растерзание русским (русские совершили неожиданный набег, воспользовавшись отсутствием в городе князя с дружиной). На месте непокорившегося города ныне озеро Свитязь (находится между Новогрудком и Барановичами) Кругом леса в ту пору не росли, Желтела на полях пшеница, И Новогрудок виден был вдали - Литвы цветущая столица. Но русский царь войной пошел на нас, И осадил он град Мендога. И обуяла в этот грозный час Литву великая тревога." "Свитязь" http://knihi.com/Adam_Mickievic/Svitiez-ru.html
А хотите что-то из русских классиков? Лермонтов - "Литвинка" Душераздирающая история между прочим. http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/ler ... 3-226-.htm ...«О, если б точно ты любил меня! — Сказала Клара, голову склоня, — Я не жила бы в тереме твоем. Ты говоришь: он мой! — А что мне в нем? Богатством дивным, гордой высотой Очам он мил, — но сердцу он чужой. Здесь в роще воды чистые текут — Но речку ту не Вилией зовут; И ветер, здесь колеблющий траву, Мне не приносит песни про Литву! Нет! русский, я не верую любви! Без милой воли, что дары твои?» И отвернулась Клара, и укор Изобразил презренья хладный взор. -- ...Он ненавидит мир, чтоб не любить Одно созданье! Кучи мертвецов Кругом него простерты без щитов, И радостью блистает этот взор, Которым месть владеет с давных пор. Арсений шел, опередив своих, Как метеор меж облаков ночных; Когда ж заметил он, что был один Среди жестоких, вражеских дружин, То было поздно! — «Вижу, час настал!» — Подумал он, и меч его искал Своей последней жертвы. — «Это он!» — За ним воскликнул кто-то. — Поражен, Арсений обернулся, — и хотел Проклятье произнесть, но не умел. Как ангел брани, в легком шишаке, Стояла Клара, с саблею в руке; И юноши теснилися за ней, И словом, и движением очей Распоряжая пылкою толпой, Она была, казалось, их судьбой. И встретивши Арсения, она Не вздрогнула, не сделалась бледна, И тверд был голос девы молодой, Когда, взмахнувши белою рукой, Она сказала: «Воины! вперед! Надежды нет, покуда не падет Надменный этот русский! Перед ним Они бегут — но мы не побежим. Кто первый мне его покажет кровь, Тому моя рука, моя любовь!»
Хотите русские былины? не менее душераздирающая история с участием литвинов и литвинок. Добрыня Никитич, например, ездил со своим товарищем Дунаем Ивановичем к Литовскому королю за невестой для Русского князя Владимира. Считается, что этото эпизод связан с полоцкими событиями времён "литовского короля" Рогволода и его дочери Рогнеды. http://www.velib.com/book.php?avtor=w_1 ... k=2433_1_1 "А во той ли во славной в хороброй Литвы, У того ли-то у короля литовского, Есть прекрасна дочь Опраксья королевична, Да и сидит она во тереми в златом верху..." "Есть-то у короля друга дочь, Друга дочь Настасья королевична..." "Говорил Владимир таковы слова: — Ай же мои князи-бояра, Сильнии русскии могучии богатыря, Славны поляници вси удалыи! Мни кого-то послать из вас-то посвататься, За меня, за князя Владымира, У того ли-то у короля литовскаго На прекрасной на Опраксьи королевичной?..." Литовский король русских не особо жаловал. "Говорил король таковы слова: — Глупой князь Владымир стольне-киевской! Ён не знал, кого послать ко мне посвататься, Из бояр мне-ка боярина богатаго, Из богатырей богатыря могучаго, Из крестьян мне-ка крестьянина хорошаго, Он послал мне-ка холопину дворянскую! Ай же мои слуги верныи, Вы берите-тко Дуная за белы ручки, Да и ведите-тко на погреб холодный, За него за речи неумильнии." Защищаясь, русским приходится жестоко сражаться с татарами - слугами литовского короля. Чужая земля, чужие люди, чужие нравы. В конце концов русским удалось увезти литовскую красавицу-принцессу, " А Опраксия королевична похаживает А в одной тонкой рубашке без пояса, А в одних тонких чулочках без чоботов, У ней русая коса пороспущена " которая, как оказалось, и сама давно мечтала о русском князе. Однако когда об этом узнала её сестра то рассердилась и бросилась в погоню.. "Эта Настасья королевична Узнала про сестрицу свою родную, Увезли у ней сестрицу на святую Русь, Не влюби у них брали богатыри; Она ехала в погоню по чисту полю, А скакала на кони богатырскоём Да по славну роздолью чисту полю..." Сюжет этой истории достоин экранизации. Руский богатырь женится на отважной литвинке - сестре княжеской невесты, затем, напившись, по глупости убивает её, и узнав о том, что вместе с женой убил и своего нерождённого ребёнка убивает себя.
Наверное все белорусы знают стихотвотрение А.Пушкина, написанное русским поэтом в 1836 году: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа..." Но далеко не все знают в 1833 году в Париже великий литвин Адам Мицкевич написал стихорворение на ту же тему - свободный перевод из Горация - которое, между прочим, интересно и для нашего тут обсуждения. Swieci sie pomnik moj nad szklany Pulaw dach, Przetrwa Kosciuszki grob i Pacow w Wilnie gmach. Ni go lotr Wirtemberg bombami mocen zbic, Ani swinia Austryjak niemiecka sztuka zryc. Bo od Ponarskich gor i bliznich Kowna wod Szerze sie slawa ma az za Prypeci brod. Mnie w Nowogrodku, mnie w Minsku czytuje mlodz I nie leniwa jest przepisac wiele-kroc. W folwarkach laske mam u ochmistrzyni cor. A w braku lepszych pism czyta mie nawet dwor! Stad mimo carskich grozb, na zlosc straznikom cel, Przemyca w Litwe Zyd tomiki moich dziel. Литературный перевод на белорусский: Вышэй мой помнік за шкляны ў Пулавах дах. Перажыве й Касцюшкі склеп ён, Паца ў Вільні гмах. Яго не зможа й бомбай Віртэмберг разбіць І хцівы аўстрыяк нямецкай штукай зрыць, Бо ад Панарскіх гор і ковенскіх нябёс Далей за Прыпяць люд імя маё панёс. Чытае дружна Менск, Наваградак мяне, Мой верш перапісаць юнак не праміне. Мяне ў фальварку змеціш ты ў руках дзяўчат, Як лепшых кніг няма - маім маёнтак рад. На злосць шпікам цара зноў па шляхах глухіх Жыд праз кардон вязе ў Літву стос кніг маіх.
С чего Вы взяли, что у белоруссов нет национального стержня? И ничего они не опоздали, все впереди. Фактически, Лукашенко вынужден сделать ставку на национальную самостоятельность Белоруссии. Уже само наличие самостоятельного государства - важнейший фактор для формирования и развития национальной идентичности. Представление о том, что глобализация ведет к унификации, ошибочное и распространенное заблуждение. Точнее, унификация - это лишь одна сторона глобализации, ее обратной и дополнительной стороной является регионализация, развитие малых культур, рост самоиндентификации. Любая система развивается по одному и тому же принципу:выход на более высокий уровень системности сопровождается ростом структурированности системы, иначе система потеряет устойчивость.
... спасибо за подтверждение моих догадок ... я все голову ломал кого Русские в старину называли жамойтами по современному - жмотами ... теперь стало понятно еврейская национальность здесь не причём, кстати это же подтверждали ранее наши лингвисты ... кстати, у меня есть однокашник по фамилии Литвинов - ну настоящий Литвин и родом он из Белой Церкови ... и зам.по тылу на дальнем востоке тоже был Литвинов, но хоть он и молдаванин все равно - настоящий Литвин
Не надо бреда, а то ведь сейчас вспомню сколько и где проживало житов, и как "литвины" с ними боролись. Наши погромы просто сказкой покажутся. Официальные литовские доктрины совпадают с русскими? Это даже не пять это все пятьсот. :rofl: :rofl: :rofl:
Пытался разобраться с гербами Смоленска и Смоленского воеводства. Вот что у меня получилось: 1)До 1507 года гербом Смоленска и его хоругвей была "Погоня".Отличие от "Погони"других литовских земель-серебряный цвет рыцаря.Видимо "Погоня" была у смолян и на Грюнвальде. 2)С 1507года по 1611-гербом Смоленского воеводства был "золотой посох в серебряном поле на красной хоругви". 3)С 1611года и до 18 века(со времени приобретения Магдебургского права и вплоть до окончательного раздела Речи Поспоитой) герб Смоленска и воеводства-"Сятой Михаил-Ахангел в крсном поле в допехах и с мечом,попирающий ракона"" Цитата: http://www.heraldik.ru/books/statyi/smolensk_voevod.htm "Согласно этому привилею, Смоленску для городской печати был пожалован герб с изображением в красном поле архангела-Михаила в железных латах, держащего в правой руке обнаженный меч и попирающего ногами крылатого дракона. К сожалению, подлинные изображения этого герба нам неизвестны. Но можно констатировать его отличие от гербов с изображением того же архангела Михаила, существовавших в Киеве и Новогрудке. В гербе Киевского воеводства архангел изображен в красном поле. В правой руке у него обнаженный меч, повернутый острием вниз, в левой - ножны6. В гербе Новогрудка (пожалованном Сигизмундом III 18 марта 1595 г.) также в красном поле архангел Михаил в доспехах держит в правой руке обнаженный меч, а в левой - весы. Любопытно, что на новогрудских печатях первой половины XVIII в. под ногами архангела появляется крылатый дракон7 (символизирующий побежденного дьявола). Первоначально в тамошнем гербе дракона не было. Выбор составителями смоленского герба 1611 г. фигуры архангела Михаила - "архистратига", предводителя небесного воинства в борьбе с силами тьмы, по-видимому, вполне вписывается в контекст, символизируя торжество победы. Довольно характерно для городской геральдики времен Сигизмунда III и обращение к религиозной символике. Герб с изображением архангела Михаила стал не только первым городским гербом Смоленска (независимо от того, насколько древней следует признать популярное изображение пушки с птицей Гамаюн, вплоть до ХVIII в. оно являлось территориальной, земельной эмблемой), но, насколько можно судить, первым официально утвержденным собственно городским гербом на землях нынешней России. И остается лишь сожалеть, что, несмотря на многочисленные публикации привилея 1611 г., этот герб был забыт и не упоминается даже в специально посвященной городской геральдике России монографии Н.А. Соболевой (о чем, впрочем, я уже говорил в рецензии на эту работу, опубликованной в № 1 "Вестника геральдиста" за 1990 год).
Что интересно,даже после захвата Смоленска Московией в конце 17 века,продолжает де-юрэ существовать Смоленское воеводство.Назначаются воеводы,Смоленская делегация участвует в сеймах."В 1793 году номинально существовавшее Смоленское воеводство было окончательно ликвидировано после второго раздела Речи Посполитой".Последний воевода Смоленский-Франтишек Сапега. Vitko где-то там наисал-какая разница какие привилегии были у городов Смоленщины.Разница огромая.9 городов Смоленщины имели Магдебургское право-самоуправление-выборная Рада во главе с войтом,3 бургомистра,выбираемые каждый год.Не каждый приличный город западной Европы имел Магдебургское право.А с той стороны границы-крепостное право-в самом гнусном его проявлении.
Кажется, разделить в теме историю от спекуляции уже невозможно уже. Да и редкая птица долетит до середины спора о чем-то там тут.
Ну и-пока не остыл интерес к литвинизму: 2 из многочисленных проектов расширенного герба Вяликалитвы: На втором изображены(небывалый подход в геральдике) 2 деятеля Литвы:Радзивил Чёрный и Лев Сапега.У последнего так много связано со Смоленском....