Исследования показывают, что музыка Моцарта усиливает мозговую активность. Послушав произведения великого композитора, люди, отвечающие на IQ-тест, демонстрируют заметное повышение интеллекта. Особые свойства музыки Моцарта впервые привлекли общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов прошлого века. В центре нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков. Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором выпускники университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут «Сонату для двух фортепиано ре-мажор» Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять - пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект. На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного американского города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта. «Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. — Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект». У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - "Эффект Моцарта". Популярный французский актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел... французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум... слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил, как пел. Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Его отец был капельмейстером, дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки. Эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. Для детей она может оказывать сильнейшее влияние на формирование нейронных сетей и умственное развитие ребенка. Из результатов исследований были сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых считаются определяющими для их будущего интеллекта. Позже несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг. Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений. Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее. Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Доказано, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.
http://doroga-istin.ru/index.php?topic=319.0 об этом здесь. и здесь http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1112943
как было сказано в соседствующей теме, музыкальные предпочтения - понятие весьма субъективные, у меня вот Амадей ничего кроме негатива из детства ни с чем более не ассоциируется, хотя в обсчем-то, да, великий дядя был.
Пьяная_Мача, интересно было бы узнать, какой негатив может быть от такой позитивной музыки... :sorry:
FreemanNow, к Вашему сведению, это между прочим, всё и всегда проверяю опытным путём :acute: А подопытный всегда я! Никогда не стану защищать то, во что сам не верю, это мой принцип.
если Вы хотите попсихологизировать по поводу личностей, имен, классификаций потребностей, теорий стресса, отправляйтесбь в ЖК, там есть подфорум. А здесь будьте любезны оставаться в рамках темы, а то забанят нафиг. И не пытайтесь правоцировать - глупо выглядите
Claviger, классика еще надои у коров повышает! Медицинский факт. (улыбка) А вообще, без Моцарта цивилизованное общество не построишь. Но хорошо, что никому и никто сейчас не может что-либо навязать. "Крестовый поход" в культуре не может быть хорошим. Вряд ли можно напрямую измерить улучшение показателей IQ до и после Моцарта. Но музыкалка в детстве, как и чтение просто так, наверное, что-то дают особенное и хорошее качеству мышления человека. ЗЫ Не Моцартом единым жив человек. Сальери тоже сделал свое дело. В смысле музыки. Моцарта он не травил!
Незнайка, Согласен со всем... по поводу смерти Моцарта, думается, наш великий поэт репутацию Сальери капитально испортил, похоже действительно у него не было никакого мотива убивать Вольфганга. Конечно, вскрытие показало бы истину, но, за неимением тела, это невозможно сделать. По моему мнению Моцарт погиб вовсе не от яда, а факт убийства просто замяли, увы, тогда это было проще, слишком много недоброжелателей у него было.
Claviger, Александр Сергеевич очбережно относился к историческим фактам. Есть монографии о Пушкине, как историке. А он сам считал, что в в исторических произведениях правда факта выше правды вымысла. В случае с Сальери не повезло и Сальери, и Пушкину. Это нечаянная ошибка. Но история ее исправляет. Я читал хорошее исследование Кортни, где есть множество доказательств, что Сальери Моцарта не травил. Например, сын Моцарта после смерти отца учился у Сальери и мн. др. Я за Сальери ручаюсь! (улыбка) Легенды важный источник информации. Они придают истории вкус фруктов, если так можно выразиться. Но надо не смешивать реальность и легенду. Вероятность насильственной смерти Моцарта невероятна. Но творческие люди, с ярко выраженным талантом живут часто на износ. Чем что-то или кто-то сложнее, тем оно или он легче ломается.
Есть интересная статья по этому вопросу: http://sator.ucoz.ru/index/0-15 КТО УБИЛ МОЦАРТА? Пичугин. Е.Н. все статьи о Моцарте на сайте Sator.ucoz.ru Моцаpт: Сейчас. Я шел к тебе, Нес кое-что тебе я показать; Но, проходя перед трактиром, вдруг Услышал скрыпку... Нет, мой друг Сальери! Смешнее отроду ты ничего Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире Разыгрывал voi che sapete. Чудо! Не вытерпел, привел я скрыпача, Чтоб угостить тебя его искусством. Пушкин.А.С. "Моцарт и Сальери" (1830) Моцарт похоронен наспех и тайно по низшему разряду. Не проявлено должного уважения к положению Моцарта как придворного капельмейстера и композитора. Тело в собор не вносили, отпевание совершили в капелле св.Креста, прилегающего к стене храма. После краткого отпевания гроб с телом Моцарта повезли на кладбище. Существует две основные версии смерти Моцарта. Первая – это то, что он был отравлен. Даже указывается состав яда: бледно-серый мыщьяк, серебристая сурьма и окись цинка. Название яда - АКВАТОФАН, яд начинает действовать через месяц. Сложнее дело с именем отравителя. Указывается маэстро Антонио Сальери(*1), который, якобы, видел в Моцарте соперника. Убийцей мог быть один из мужей-рогоносцев, которых, при особой любви Моцарта к женам-ученицам, было предостаточно. По второй версии Моцарт умер естественной смертью. Но некоторые обстоятельства смерти и, самое главное, похорон Моцарта, непонятны и таинственны. Первым косвенным опровержением причастности одного из самых знаменитых музыкантов того времени Антонио Сальери к отравлению Моцарта является то, что почитаемый всеми Сальери не имел никаких оснований для того, чтобы видеть в Моцарте своего соперника. Еще при жизни Сальери, талантливый педагог, дирижер и композитор, добился славы, успеха, благополучия. Среди его учеников были такие впоследствии известные композиторы как Шуберт, Бетховен, Лист, а также (!) младший сын самого Моцарта – Франц Ксавелий Вольфганг Моцарт. Сальери автор 45 опер, многочисленных симфоний, кантат и хоров. Среди опер, написанных Сальери, такие как "Данаиды", "Тарар", "Грот Трофония", а опере "Освобождение Европы" принадлежит честь открытия первого сезона театра Ла Скала в Милане. И его первая опера "Образованные женщины" (1769) и опера "Дама-пастушка" (1790) были встречены более чем благожелательно. Опера Сальери "Грот Трофония" была принята современниками гораздо лучше, чем "Свадьба Фигаро" Моцарта. Опера "Тарар" принесла Сальери успех больший, чем "Дон Жуан" Моцарту. То есть Моцарта поняли и превознесли много позднее его смерти, а Сальери был божеством еще при жизни, сделав карьеру исключительно за короткое время – придворный композитор, маэстро придворной капеллы, дирижер придворной оперы. Не было оснований не только травить Моцарта, но и считать его своим соперником у Сальери явно не было. А был ли Моцарт отравлен? Юрген Ваверсик, профессор анестезиологии Кильского университета, со всей убедительностью доказывает, что у Моцарта перед смертью не было ни одного симптома, вызываемого попаданием в организм яда. Письма Моцарта, написанные им за считанные дни до смерти, не позволяют сделать вывод, что его рука дрожала, а яд поражает двигательную функцию рук. В качестве косвенного доказательства естественной смерти Моцарта Ю.Ваверсик приводит факт, что средняя продолжительность жизни в это время была 35-40 лет, и что Моцарт мог умереть от инфекционного заболевания, от которого современная медицина не могла ничем помочь. Вроде бы все ясно. Но тайны начали появляться в день смерти Моцарта 5 декабря 1791 года. От жителей Вены был скрыт сам факт смерти. При всех жизненных невзгодах Моцарт был, хотя и не всеми, но все же почитаемым композитором. Не признавая власть имущих над музыкантами и музыкой, Моцарт писал музыку по законам, одному ему известных. Музыка Моцарта находила все более широкое признание. И тот неоспоримый факт, что смерть Моцарта скрыли от людей, вызывает не только недоумение, но и законный вопрос - почему это было сделано. И решение об этом должно было быть принято на самом высоком уровне. Список тайн продолжает следующий факт. В последний путь Моцарта провожало несколько человек. Среди них почитатель и меценат Моцарт барон Готфрид ван Свитен, однако, именно по его распоряжению Моцарта хоронили по низшему разряду. Почему? Все, кто шел за гробом, по различным оговоркам до кладбища не дошли. В качестве главной причины этого указывается плохое состояние погоды. Музыковед Николай Слонимский (США) запросил Центральный институт метеорологии и геодинамики Австрии и 9 июля 1959 года получил следующий ответ: "Шестого декабря 1791 года, в день похорон Моцарта, в Вене было 2,6 градуса тепла по Реомюру, а днем и вечером 3,0 градуса, причем в 3 часа дня отмечался слабый восточный ветер. Без осадков". Зачем понадобилась легенда, поддерживаемая всеми участниками похорон, о дожде и сырости для оправдания своего отсутствия на кладбище? Зачем? Было ли это их собственное решение, или им это было рекомендовано? Гроб с телом Моцарта прибыл на кладбище св. Марка и был оставлен без присмотра до утра. На другой день могильщик равнодушно сбросил гроб в общую могилу для бродяг и нищих. Сторож вообще таинственным образом исчез. Новый сторож ничего не знал о таинственном захоронении. Могила оказалась затерянной. Но тайны связанные со смертью Моцарта после похорон не прекратились. Шестого декабря муж любимой ученицы Моцарта Франц Хофдемель пытается убить свою жену красавицу Магдалену, после чего совершает самоубийство. Франц Хофдемель бритвой нанес жене несколько тяжелых ранений в шею, грудь, лицо и руки. Крики Магдалены и ее годовалого сына спасли ей жизнь. Именно пианистке Магдалене Хофдемель, известной на весь город красавице, Моцарт посвятил самый интимный фортепианный концерт. Жизнь Магдалены, которая была на пятом месяце беременности, удалось спасти, но осталась на всю жизнь сильно обезображенной. Двадцать первого декабря она покидает Вену. Бегство? Не следует сбрасывать со счетов и еще один малоизвестный факт. Моцарт, его либретист Эммануэль Шиканедер и Франц Хофдемель были масонами. А масоны подвергались гонениям со стороны австрийского императора Леопольда 2. И почему масон Франц Хофдемель хотел убить свою жену именно в день похорон? Из ревности? Но объект ревности, да простит меня великий Моцарт, уже не опасен. Тогда почему? Может быть, предполагает один из исследователей этой проблемы Фрэнсис Карр, она что-то знала об истинных причинах смерти Моцарта? Мог ли Франц Хофдемель быть убийцей Моцарта? Странная стена молчания окружает имя юриста Франц Хофдемеля во всех воспоминаниях и исследованиях современников. И еще. Вена, как любая столица мира, чтила своих красавиц. Все они увековечены мастерами живописи. А вот портретов красавицы Магдалены нет ни одного. Еще один аспект личной жизни Моцарта мог бы пролить свет на тайну его смерти. Жена Моцарта, кроткая и простоваятая Констанция, была любовницей Зюсмайра, ученика Моцарта, с которым она месяцами жила вдали от законного супруга. Вполне возможно, что именно он отец второго сына Констанции. Возможно, Констанция могла быть сообщницей Зюсмайра, подговоривший ее подсыпать яд мужу. Может быть, из-за отказа Зюсмайра жениться на ней, Констанция была против того, чтобы Зюсмайр закончил "Реквием" Моцарта, в соотвествии с его завещанием. Может быть, именно это объясняет причину молчания самой Констанции. До самой своей смерти Констанция ничего не сообщила об обстоятельствах смерти мужа. Только в конце своей жизни она скупо сообщила, о том, что Моцарт был ей, мягко говоря, неверен (Дон-Жуан каких мало в истории). По одной из версий Констанция не присутствовала при захоронении Моцарта из-за своей болезни. По другой версии - ее не пустили на похороны. Но кто или что мешало ей сходить на кладбище через день, месяц или через год? Прежде чем посетить могилу Моцарта через 17 лет после его смерти, она вышла замуж за датского дипломата Ниссена и покинула Австрию. Бегство? Несомненным фактом является то, что все причастные к тайне смерти и похорон Моцарта, хранили глубокое молчание обо всех обстоятельствах кончины великого композитора. Молчание хранили все: и ее величество императрица и ближайшие друзья и еще вчера почитатели талантливого Моцарта. Слух о необычности смерти Моцарта стали появляться уже в конце 1791 года. В декабре 1791 года "Берлинский музыкальный еженедельник" писал "Поскольку после смерти тело его вздулось, полагают даже, что он был отравлен"... Что, если врачи, бывшие при его смертном одре, видели это и договорились молчать, что соблюдалось всеми безукоснительно. "Дело" Моцарта рано сдавать в архив. Нет полной ясности и объяснения многим уже известным фактам, а многое еще не известно. Это подтверждается всеми проведенными исследованиями. На теме "злодейства" Сальери остановил свое внимание А.С.Пушкин в трагедии "Моцарт и Сальери" (1830). В 1841 году по инициативе князя Пюкклера-Муская убийственная семейная драма Хофдемелей нашла отражение в новелле Леопольда Шефера "Моцарт и его подруга". На эту полузабытую новеллу опирается в 1932 году Вольфганг Гетц в рассказе "Франц Хофдемель". Было немало и других рассказов о судьбе двух великих композиторов. Причем зачастую авторы прямо обвиняют Сальери в том, чего он, скорее всего, не совершал. Доведенный до отчаяния Сальери осенью 1823 года признался в отравлении Моцарта, пытался покончить жизнь самоубийством и умер в сумашедшем доме. По новелле Леопольда Шефера "Моцарт и его подруга" (1841) режисер Милош Форман снял фильм "Амадей" (1984, премия "Оскар"), который продолжает практику передержек и бездоказательных обвинений Сальери в убийстве. Попытку раскрыть тайну смерти Моцарта предпринял американский писатель Дэвид Вэйс в романе "Убийство Моцарта" (1968). Приступая к работе над романом, автор располагал тщательно собранными материалами, и, видимо, проникся глубокой убежденностью в том, что ранняя смерть Моцарта действительно была насильственной и что убийца, скорее всего, именно Антонио Сальери. На страницах романа читатель встретит реальных персонажей из окружения Моцарта, Сальери и всех участников драмы. Вейс тонко и умело нагнетает атмосферу нервной реакции всех, с кем встречаются герои романа, честно пытаясь выяснить все обстоятельства смерти Моцарта. Удалось ли Дэвиду Вейсу дать однозначный ответ на все вопросы? Может быть. В этой обзорной статье больше неясности и предположений, чем неоспоримых фактов, утвердительно можно сказать только одно - следствие продолжается. Кто продолжит?