Сегодня 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. На мой взгляд, это ВЕХА. И русской культуры, и русской истории, да и Русской цивилизации. Выскажу личное. Антон Павлович - мой любимый писатель и личность, которую я безмерно уважаю за общественное служение и выдающуюся нравственность. Чехов - не только писатель и драматург. Это глубочайший мыслитель, философ. В современной мировой культуре Чехов - самый известный и почитаемый русский гений. Мне кажется, что мы еще не в полной мере осмыслили масштаб этого художника, его гений. Хотелось бы услышать мнения коллег по форуму о творчестве Чехове и о нем самом.
Сережа, это ты о чем? Писал он по-разному. И лирично, и грустно, и весело. Чехов написал массу юмористических рассказов. С них-то он и начинал свое литературное творчество, написав массу рассказов для юмористических журналов. А тот же "Вишневый сад" он настоятельно просил считать комедией. Но Станиславский с Немировичем решили, что эта драма!
У молодого Чехова, Антоши Чехонте, юмор из ушей прет, наверное, близко к совремнной эстраде, может быть, даже, на грани вкуса. Большую часть рассказов читал в библиотеке и постоянно задыхался от смеха. У Чехова после Чехонте юмор ближе к английскому, много недосказанности, смесь грустного и смешного, как в реальной жизни. Следует ли считать это депрессивным, не знаю. Наверное, именно это близко театрам во всем мире. Чехова трудно представить радикальным, что очень часто происходит в русской культуре. Самым любимым писателем его назвать не могу. Есть у Чехова интересный сюжет связанный со Смоленщиной, с Вязьмой. Сейчас пока некогда пересказывать.
Полноценный писатель-европеец без всяйкой там загадочной русской души. Потому в Европе ставят и любят - он понятный.
Чехова не только в Европе любят и ставят. В Японии, например. Определение "писатель-европеец" какое-то, на мой взгляд, ущербное. Что значит "европеец"? Он был русским писателем и драматургом. Писал о России, думал о ней, был русским патриотом. Если давать определение "Чехов-европеец", то нужно говорить, что в начале 20 века Россия была Европой. Это ведь и так, и не так. Ведь даже сейчас, в начале 21 века мы не можем сказать, что Россия - это Европа. Россия - это Россия! Да и "понятность Чехова" - вещь эфемерная. Если бы он был таким понятным, с какой стати уже сто лет во всем мире ставят его спектакли, причем в сотнях различных интерпретациях.
Я ж определил - без тёмной русской души. Т.е. в преимуществе без русской садо-мазо иррациональности. Всё чётко и понятно у него с душевным миром героев, в отличие от переполненных неврозом странных стилизаций под европейцев Пушкина, Лермонтова, Тургенева, странному поведению которых (Дубровский, например - чё хотел? У Толстого чего все так страдали???) мы, русския, может и видим объяснение в виде звериной прервобытной дикости (Да, скифы мы!), но европейцам этого не понять. Ещё одним европейцем являлся Достоевский. И его там любят. Из современных - Сорокин (тоже именно в Германии и Японии издают и почитают). Есть американский литературовед Д. Ранкур-Лафферьер - вот он-то и вывел всю садо-мазо подноготную русской литературы - рекомендую. Но именно к этому времени в России появилась УЖЕ большая прослойка европейски образованных людей в обществе (а не только немецкой элите), что и вообще давало возможность существовать обществу, как феномену, так и чисто европейкой культуре среди этого общества (а Пушкин и Тургенев дворянами были, например - они составляли элиту). А в 1917-22 эту прослойку изгнали.
Я вот читаю и смеюсь, уж у кого, как не у Достоевского русских характер вывернут и разложен по полочкам, ан нет европеец. Я думаю надо перестать преклоняться перед Европой и быть таким смешным. Всё наше достояние оно российское и Чехов тоже. А садо-мазо подноготная это если только у таких ка ты. Мне вот например с ощущением, что я русский прекрасно живется и я не заглядываю в рот Европе и США.
О господи, сколько д...ма в таких как ты намешано! Предупреждаю на первый раз устно. Повторится - придется намешанное отмывать в бане. Iva То европеец это не русский, то русский это не европеец и не американец, то если кто-то сказал "садо-мазо", надо это обязательно персонифицировать (задело)... ужас. За Россию ещё не помер от волнения? Смотри, она ж такая хрупенькая... Именно потому что Достоевский европеец - он смог ПОНЯТНО это описать, и видение у него - европейского человека, и никакой тёмной русской души именно у него поэтому и нет - а есть... ну литературоведы и читатели лучше скажут, что там. Я не понимаю, если я назвал писателя европейцем, то почему он автоматически перестаёт быть русским? Что за странный антагонизм? Советская власть совсем мозги выбила, "они чужие и всё тут"? Ну блин, теперь я понимаю эмигрантов.
На сайте правительства Московской области говорится, что в Смоленске был отлит памятник Чехову, который будет летом установлен в Звенигороде http://www.mosreg.ru/news/48352.html Сайт Владимира Курочкина http://www.vladkurochkin.ru/index.php
При всём уважении к Семёну Кузьмичу рискну высказаться по заявленной теме: Антон Павлович, по-моему, видел только животную, низменную, пошлую сторону человеческих отношений. Не случайно рассказы Чехова так охотно экранизировали в советское время, чтобы высмеять ненавистное царское прошлое и погорячее плюнуть в него. Потому что у Чехова изображены не люди, а пародии на людей. Маски и рыла. Статья и дискуссия - здесь: http://www.smolgazeta.ru/culture/2316-c ... pismo.html
Спасибо, Сергей - и за статью, и за точку зрения. Сегодня очень не хватает тех, кто может показать маски и рыла - кругом одна благодать и розовые очки вкупе с ничего не отражающими зеркалами. И Чехова не хватает.
Стыдоба. Не надоело ахинею писать? Давай ещё всех писателей причисли к европейцам, а остальных быдлами назови. Чехова не хватает. Очень. Сейчас бы его слово высмеяло всех вот таких поцреотов.
Да, азиаты и европейцы по происхождению и образу мыслей. Линия водораздела чёткая. Это твоя Родина, сынок.
Смоленскости теме не хватает. Решил добавить ее, связав землю, на которой мы, грешные, живем, с великим писателем. Из книги С.М. Яковлева "Копилка старого краеведа"
Семен Кузьмич, Чехов - гений, это бесспорно. Непостижимо, как мог он будучи совсем молодым писать такие глубокие произведения. Его можно перечитывать бесконечно. А его поездка на остров Сахалин, описания жизни каторожников, их быта, их жизненной философии - это не менее сильно,чем его рассказы и знаменитые пьесы.
Ещё раз про любовь: мрак в конце тоннеля В четверг в Камерном состоялись однодневные гастроли Лобненского драматического театра «Камерная сцена». Наши гости из Подмосковья привезли спектакль «Ещё раз о любви-с…» по повести «Живой товар» нашего классика, у которого в январе отмечался полуторавековой юбилей. Спектакль решён как трагифарс, и наши гости продемонстрировали блестящее актёрское мастерство, массу озорства и выдумки, однако смеяться над увиденным никак не хотелось. Более того, более дикой истории я и представить себе не мог. Если бы мне кто-то сказал, что наш А.П.Ч. промышлял сочинением подобных штук для учебников психиатрии, я б не поверил. Знаете, в феврале я опубликовал заметку о своей нелюбви к этому классику и заслужил множество неодобрительных взглядов. Но увиденное вчера уж все рамки переходит: самая дикая безнравственность и садомазохизм. Не верите? Да взгляните ж непредвзято на такую классику! Любовник покупает жену у мужа, увозит её, та бросает сына. Муж тратит «калым» на утоление собственного сладострастия. Деньги заканчиваются, он случайно встречает бывшую жену и вступает с ней в связь, не слушая протестов «покупателя». Несчастный молодой мужчина дарит старому козлу собственное имение, чтобы тот поселился там и оставил пару в покое. Бывший муж ликует. Однако планам нового мужа сбыться не суждено. Героиня бросает его и возвращается к старому, в его новое имение. Она ждёт ребёнка от нового мужа и помыкает старым. Несчастный влюблённый, бывший владелец имения, вконец разорённый доминирующей парой, живёт в своём бывшем доме на правах собаки и развлекает чету игрой на балалайке. Те презирают его и наслаждаются совместной жизнью, унижая его достоинство и оскорбляя его чувства. Каково?!. И это, повторяю, наш классик, наша национальная гордость! Спектакль возится по всему миру, вплоть до Ирана, и сюжет, насколько можно судить, своей безнравственностью протестов ни у кого не вызывает. Видимо, такими нас и представляют. 22-летний сочинитель выпукло описал людей, страдающих тяжёлым психосексуальным расстройством. Всё это обставлено с массой чётких подробностей, свойственных автору, самых меркантильных подробностей. Вот первая же фраза: «Грохольский обнял Лизу, перецеловал все её пальчики с огрызенными розовыми ногтями и посадил её на обитую дешёвым бархатом кушетку». А вот образец человеколюбия: «Грохольский читал «Новое время» и пил из зелёной кружки молоко. Перед ним на столе стоял сифон с сельтерской водой. Грохольский воображал себя больным катаром лёгких, и по совету доктора Дмитриева, истреблял огромнейшее количество винограда, молока и сельтерской воды». Обхохочешься!.. Это писал большой гуманист, говорят мои критики, великолепный психолог, остроумный и притом скромный человек, творец нового литературного языка. А вот чем заканчивается повествование: «Вы знаете, как я произошёл? Мой покойный папаша сильно угнетал одного маленького чиновничка. Страсть как угнетал! Жизнь ему отравлял! Ну-с... А мамаша покойница была сердобольная, из народа она была, мещаночка... Из жалости взяла и приблизила к себе этого чиновничка... Ну-с... Я и произошёл... От угнетённого... Где же тут характеру взяться? Откуда?» - как говорится, Достоевский отдыхает. Этого, слава богу, нет на сцене, но это есть в тексте «доброго доктора». Спектакль кончился. Публика ликовала, гостям устроили овацию. Актёры и режиссёр её, пожалуй, заслуживали, но я до глубины души поражён тем обстоятельством, что людей не оттолкнули увиденные метаморфозы. За ней – ад. Или я схожу с ума, как бедняга Грохольский? Сергей МУХАНОВ, "Смоленская газета"
С.М., ну ты большой моралист, однако. В ближайшее время, наверое, ты пнешь Гомера с Ахиллесом за нетрадиционную ориентацию, Набокова за педофилию, Гончарова с Обломовым за тунеядство Фаулза за радикальный эротизм. Да по большому счету, давно уже пора вывести на чистую воду, так называемых, классиков! Мне кажется, что разбирать сектакль по сюжету тоже самое, что препарировать лягушку не врачу, а ребенку, которому просто интересно, как она работает. Детсадизм это. Ты же наверняка занешь из ккого сра растут не только стихи. А у тебя получается, что добро можно утверждать только правильными словами, правильными людьми, праведными аки-паки-иже-херувимы! В чеховском мире, может быть, есть виноватые люди. Но гуманизм Чехова в том, что он не спешит их судить. Чехов отходит в сторону и дает возможность самой жизни быть такой, как она есть. А она всегда разная, противоречивая. А ты напялил мантию судьи и раздаешь всем сестрам по серьгам. Но с такой божественной непогрешимостью можно легко дойти до дьявольщины. Но мне кажется, что Чехов был бы рад твоей аналитике. Есть в ней комизм чистой воды. Ну и сейчас демократия какая-никакая: Гомер, Мильтон, Паниковский! Извини за ерничанье. Просто занимаюсь темой банкротства, а тут ты с таким пафосом. Спасибо, повеселил!
А вы, Незнайка, прочтите "Живой товар" от начала до конца. Может, и вас что-то покоробит. Судя по тону, вы с рассказом не знакомы, как и многие - он не входит в хрестоматию.
C.M., "Живой товар" читал - жёсткая вещь. Однако, причём тут Чехов? А если взять Дубровского - то что, Пушкин у нас отчасти жестокий барин, а отчасти разбойник? А если Чехов инетерсовался психиатрией, то судя по его "Чёрному монаху", он сам будет "того"? Ну не смешите! За то Чехова и любим, что он, как врач, ставит окончательные и безаппеляционные диагнозы своим героям - а герои из жизни берутся. Это не Кафка.
Послушайте, ДАЧА, как вас понимать? Да Чехов тут именно при том, что он это всё и написал! И кто эти "мы", от лица которых вы говорите про окончательный диагноз? И ещё вопрос. Ваше отношение к сюжету "Живого товара"? Насколько он правдоподобен, на ваш взгляд?
Ну и что вам не нравится в том, что Чехов это написал? А Сорокин тогда как вам нравится? Т.е. вы отождествляете автора и его героев? Надо перечитать, чтобы восстановить детали. Сюжет совершенно правдоподобен. Полагаю, мог быть взят Чеховым из жизни. К тому же, это soft - всё написано в конце XIX века.