Источник фото Увлёкшись свежей трамвайной темой попал, опять таки, на старую газету 2003 года, где с горечью констатируется ещё об одном крахе -крахе узкоколеек Смоленской области. Статья называется Дорог все меньше. А дураков? Статья оптимистично начинается: От чистого сердца аплодируют смоляне железнодорожникам и строителям, капитально обновившим вокзал в городе-герое Смоленске. Не в каждом храме встретишь такое великолепие. Цветные гранитные полы отшлифованы до зеркального блеска. Любовно отреставрированная лепнина потолков и колонн удачно подсвечена. Ажурные люстры будто парят в воздухе. Нежат глаз пастельные тона стен. Рациональнее размещены все службы обслуживания пассажиров, информационные табло. В зале 12 касс. Для отдыха людей — новые кресла, гостиничные номера, ресторан, видеомониторы. Но трагично заканчивается: ... под угрозой закрытия железная дорога на Владимирский тупик, построенная еще графом Уваровым в начале XX века. Станции Вадино, Яковское, Игоревская, Канютино, Никитинка, Владимирская названы в честь его детей. В эту лесную, болотную глубинку ничем больше не добраться. Последствия остановки работы железной дороги... просто трагичны: развал трех леспромхозов, завода древесно-стружечных плит, тысячи безработных. И пешеходов. Как при царе Горохе. С момента написания этой статьи, видать уже ни рельсины не осталось? Сразу вспомнился нашумевший (в узком кругу ) фильм "Край" с Машковскими гонками на паровозах. В разделе Аэродом мы уже обсудили, что местная авиация нерентабельна, её не будет, трактора давно развалились, и паровозы порушили, а помнится на Сортировочной столько паровозов стояло аж жуть... Что же остается народу? Только Калина для деревни, но и на неё денег нет... Очень интересная подборка (с картами) по всем узкоколейках Смоленщины: УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ветка на Вл. Тупик до сих пор функционирует. Даже пригородный ходит. Из узкоколеек знаю только одну рабочую - на торфопредприятии в Остре.
А с какого перепугу ветка на Владимирский тупик и, тем более, станция Смоленск-Центральный попали в разряд узкоколеек? Узкоколейки как раз и умерли тогда, когда перестали быть нужны крупным и богатым предприятиям, поскольку любая железная дорога требует серьезных затрат на поддержание в рабочем состоянии, а эффективность показывает только при достаточно больших объемах перевозки. А уж коль поезда ходить перестали, то охотники на металл - тут как тут. Интересна судьба узкоколейки в поселке Озерном - ее строили "всерьез", на высоком техническом уровне. А потом - такое впечатление, что совсем не поэксплуатировав, - разломали под корень.
Ну если в общих чертах, то большинство ускоколеек использовались торфопредприятиями и леспромхозами. Торф стал не нужен, лес стали вывозить автомашинами - логичный конец. Так автодорога Ельня-Новоспасское погубила узкоколейку леспромхоза в Ельне, например. По Озерному. Местная ГРЭС работала на торфе до 1988г. Соответственно для ее снабжения торфом была построена узкоколейка с местных болот, а так же ж/д ветка Смоленск-Сошно, по которой доставлялся торф с узкоколейки в Кардымово. В 88-м станция перешла на уголь из Нелидова, соответственно торфяные узкоколейки стали не нужны, их заменила ветка широкой колеи Сошно-Жарковский, по коротой и возили уголь до 95 года. В 95-м была прекращена добыча угля в Нелидове и железка от Сошно до Октябрьской ж/д загнулась из-за отсутствия перевозок. Уголь стали возить через Смоленск. Однако, учитывая, что ГРЭС в Озерном работает на небольшую долю от своей мощности, угля туда возят очень мало. На участке Валутино (Смоленск)-Сошно пассажирское движение прекращено в 2001 году из-за аварийного состояния пути. Ветка выведена из состава магистральных дорог и сейчас считается подъездным путем станции Валутино. На данный момент движения практически нет, состояние аварийное. Кстати, еще интересный факт - некоторое время назад серьезно стоял вопрос о закрытии ветки широкой колеи Вязьма-Сычевка-Ржев... Так вот своей жизнью по сей день она обязана закрытой дороге Сошно-Жарковский, так как с ее закрытием Сычевская ветка стала стратегическим соединением БелЖД и Октябрьской ЖД, потому как дальше они соединяются только через Витебск, а это уже заграница... Ну да к узкой колее это отношения уже не имеет, что-то меня немного занесло в сторону
Я не знаю, прочитал вот ТУПИКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - может быть, речь идёт о несколько другой дороге, которой уже нет? Мне всегда казалось - вот есть узкоколейка, есть маленький паровозик-тепловозик и чего бы им не ездить? Причем тут кризисы всякие, это же чистый "автоном"? Нашел топливо - и поехал? А рельсы, как лежали, так и лежат. Но, понимаю, что это наивно, хотя...
Тупиковская УЖД - это была крупная узкоколейка местного лесхоза (до 130 км путей) и не имеет отношения к дороге широкой колеи Дурово-Владимирский тупик. На данный момент узкоколейка Владимирского Тупика полностью разобрана. 2007 год: А зачем? Поддержание в строю тепловоза и дороги стоит не малых денег. Да и функции по перевозки грузов местечковых УЖД не востребованы в большинстве случаев. Лесхозы и торфопредприятия разорились, пути растащили на металлолом. Кому интересно - история наших Узкоколеек довольно точно отражена - http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=27
Если считать узкоколейку хотя бы километров 10, то прохождение по ней только одного состава в сутки делает ее жутко убыточной. Нужен грузооборот хотя бы на несколько составов, а лучше на несколько десятков. Да и то проходить она должна там, где нет автодорог, желательно по болоту, например
Вот тут поподробнее, плз.! Не являясь специалистом в ЧЫГУНКЕ мне просто интересно, что за убытки я получаю в сутки? Например, у меня паровозик и 2 вагончика пассажирских, прошел день, на что я потратился?
А расходы на ежегодный ремонт и обслуживания пути и подвижного состава ты не считаешь? А если учесть, что во многих "лесных" УЖД рельсы клали прямо на круглые бревна, а не на пропитанные шпалы, то поддержание в рабочем состоянии такого пути стоит немалых ресурсов. Кстати, пассажирские перевозки по узкоколейкам, вообще чисто попутная, заведомо убыточная, функция. Узкоколейки строились не для этого. Собственно можешь прочесть вот эти мысли - http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=10
Вообще-то узкоколейка РАНЬШЕ строилась отнюдь не ради экономчиеской выгоды. Сейчас принято всё по ней мерять... Это были выгоды другого толка. Строительство ЖД в Российской Империи фактически и было двигателем модернизации. В том числе, и узкоколейки. Нельзя было помыслить, чтобы где-то люди жили как в 18 веке, а через 100 километров - в 20 веке, с больницей, светом и товарами. А вот сегодня их как раз закрывают, а большу.ю часть закрыли к 80-м, когда были проложены нормальные шоссе - по причине экономической. УК свою миссию выполнили. Оставшиеся сегодня УК в преимуществу не закрывают как раз из-за людей, и только из-за них. А то ведь тоже "убыточны". Но сегодня "государсто" стремиться к тому, чтобы приводить эту территорию в запустение. Инфраструктуру (школы, больницы, связь) выводят из маленьких сёл. По причине "экономической убыточности". Плевать на людей...
Неправда. Узкоколейка закончила своё существование с полной вырезкой деловой древесины в то время. А случилось это ещё до 90х годов. Собственно она и строилась только для этих целей...
Сайт Болашенко я, конечно, просматривал (скажу больше - и книжку его когда-то читал). Но больше в первом сообщении практически ничего нет про узкоколейки: в заметке из "Родной газеты" вначале описывается Смоленский ж-д вокзал, а дальше про ветки на Сошно и Владимирский тупик с перечислением станций именно широкой колеи. Фотки тоже к узкоколейкам отношения не имеют, разве что колоритные мужики с бутафорским самогоном Эдак можно пост о судоходстве на Днепре проиллюстрировать видами Одесского морского порта - а чего, и там, и там вода... Паровозики-тепловозики не умеют ездить сами по себе. Им для этого нужны люди - машинисты, диспетчера, ремонтники, путейцы и т.п. А людям этим надо платить зарплату, причем круглогодично и регулярно, вне зависимости от наличия или отсутствия перевозок (это же не вина машиниста, что грузов нет - верно?). Кроме того, железнодорожное хозяйство - это те же основные фонды, за которые положено платить налог. Да и земля, по которой проложен путь - она тоже чья-то, пусть даже и государственная, и за нее тоже надо платить. Про текущее содержание уже сказали. Вот так все вместе сложится - и выходит, что затея эта весьма недешевая, и приносит выгоду только при условии стабильной и напряженной работы. Дело за малым - где такую найти? Пассажирская работа - тоже не выход: дорог в глуши становится все больше, а вот людей - напротив, все меньше, да и остающимся вряд ли требуется регулярно кататься на поезде.
Вот откуда в провинции всегда планетарное мышление? Ну какие нафинг, основные фонды? Я, отработавший 30 лет машинистом, простой мужичок, со своими 3 сыновьями, купил по цене металлолома брошенную дрезину и вагончик, привел их в порядок и хочу отвозить по брошенной государством железной дороге людей несколько раз в неделю из глухомани в неглухомань, а им привозить продукты и необходимые непродукты. Это мой паровоз, я ни какая не организация, какие фонды? Какие налоги за какую землю? Государство, наоборот, должно поддержать меня за то, что я выполняю их функции для обеспечения граждан в свободе перемещения... Я что, если из своих жигулей сделаю дрезину и поеду по рельсам в Москву, должен платить налоги за землю до Москвы? Вот от таких подходов, всё у нас и дохнет не родившись.
Прав! РЖД платит РФ аренду за ту землю, по которой собственно и проложены РЖД. Узкоколейки тоже лежат (лежали) на чьей то земле, за землю нужно(???) платить Вот и получается, что ты, как единственный пользователь узкоколейки, должен компенсировать ВСЕ расходы на её содержание предписанные. Не потраченные, а именно предписанные. А это не только расходы на аренду земли государством у государства, но и всякого рода освидетельствования, эксперизы.... и тд и тп..... И всегда найдётся "успешный менеджер" в ОАО РЖД, который сделает всё, чтобы уничтожить расходную часть в OIBDA....
Истинная правда, если государство не думает о своих людях - люди не думают о своём государстве и оно гибнет. (Бизнес-план, отдал главному менеджеру по клинингу).
По неподтверждённым данным, ликвидирована узкоколейная железная дорога в пос. Остёр ( http://sbchf.narod.ru/25/ostior.html ). Если это так - в Смоленской области, видимо, осталась одна узкоколейная железная дорога. В Пересне ( http://sbchf.narod.ru/28/redtchinskoe.html ). Для сравнения. Вот как относятся к узкоколейной железной дороге в Литве, соседней с нами и не особо богатой стране: http://n05.narod.ru/poezdka2012ltlv.html Линия длиной 69 километров (!) приведена в идеальное состояние, хотя не используется ни для грузовых, ни для нетуристических пассажирских перевозок.
Примечательно, что именно из Озёрного (Смоленская ГРЭС) как минимум два узкоколейных тепловоза перевезли в Тверь, на "Малую магистраль Твери" - удивительную для России активно работающую узкоколейную железную дорогу. Где они работают до сих пор. http://sbchf.narod.ru/20/ksmujd_foto2012-04.html - этот тепловоз ТУ7А доставлен из Озёрного.
Вот насколько непохоже на нас обстоят дела с узкоколейными железными дорогами в Беларуси ru-uzd.livejournal.com/196954.html sbchf.narod.ru/01/ochm.html sbchf.narod.ru/01/zubkovo.html