Советы музыкантам, приходящим в клуб

Тема в разделе "Музыка", создана пользователем Павел Траутвейн, 5 фев 2007.

  1. Павел Траутвейн
    Оффлайн

    Павел Траутвейн Новичок

    Credit:
    $0,00
    Book Reviews:
    0
    Советы музыкантам, приходящим в клуб

    Алексей Аржанов, «Звукорежиссер» 10/06

    Мой опыт клубной звукорежиссерской ра¬боты - с 1998 года по настоящее время с небольшими перерывами. Места: клубы "Бедные люди", "Форпост", "Б2", "Археоло¬гия", а также был период работы студийной, с от¬дельными проектами и на многих других площад¬ках. Заранее прошу прощения, если кто-то из музыкантов в особо ворчливых местах узнает себя. Не со зла, коллеги, а исключительно пользы для...

    Чаще всего мысль написать на эту тему возникает по прочтении где-нибудь на форуме отзыва вроде ''группа хорошая, только звукач им мешал". Так как мне уж точно пора каяться за столько лет "мешания", то, может, советы эти кому-то и помогут.

    Итак, представим молодую группу радостно гото¬вую приступить к концертной деятельности. Какие наиболее часто встречающиеся сложности их под¬жидают в плане звучания на сцене? Причем сразу за¬мечу, многие ошибки совершают и вполне признан¬ные коллективы и исполнители. Поговорим о составе, аранжировках, инструментах и организа¬ции процесса.
    Вы звучите так, как этого заслуживаете"
    Первое: рекомендую сразу понять, что звучание -такая же составная часть творчества, как аранжи¬ровки или исполнение. Никто посторонний не мо¬жет быть виноват в том, что ваш несомненно та¬лантливый коллектив прозвучал не так, как вам бы хотелось. Это только ваша проблема, ошибка или недоработка. Стоит лишь понять это для себя, как жить сразу станет легче, ибо от бесплодных сетова-
    ний на внешних врагов по ту сторону пульта можно будет перейти к размышлениям о том, что же не так и как это исправить.
    Состав
    Первая проблема поджидает на этапе формирова¬ния группы. Понятно, что не все умеют хорошо петь и играть, хотя очень многим этого хочется, но будет очень полезно, если в группе будет хотя бы один хороший музыкант. Я не шучу! Далее, поду¬майте о том, какие вообще инструменты вам нуж¬ны. Не стоит звать в группу человека только пото¬му, что у него есть пластмассовая китайская блок-флейта, а вы совершенно уверены, что фолка без флейты не бывает. Также не стоит звать в груп¬пу просто хороших людей только потому, что они ну очень уж хорошие. Встречались мне диалоги: "Зачем вам третий гитарист, он же играть не уме¬ет?" - "Зато он нам тексты пишет..." Ни к чему также использовать какой-либо инструмент только пото¬му, что вокалисту нечем занять руки. Пусть за стой¬ку держится лучше! В принципе, для начала доста¬точно одной гитары, ну двух. Хорошо, пусть будет перкуссия, гитара и что-нибудь мелодическое, -скрипка или флейта. Хотя, если вы играете рррок! - то без полноценной ритм-секции в виде ударных и баса обойтись не получится. Но, собственно, мы плавно подошли к вопросу аранжировок.
    Аранжировки
    Очень большая беда наших молодых (и не только!) команд - это каша в аранжировках. Я не могу рас¬сматривать этот вопрос в контексте теории музыки, но отмечу некоторые моменты, влияющие на лег¬кость в озвучивании. Первая распространенная ошибка - когда инструментов много и они все игра¬ют одновременно и постоянно. Даже на одну ныне именитую группу я много лет ворчал - как же так? Проигрыш - все играют, начинается куплет - никто не перестает и тише играть не пытается, а поверх этого еще и вокал влезть норовит! (Помогло, попра¬вили). Иногда близкие по тембру инструменты сли¬ваются и перекрывают друг друга, особенно если иг¬рают в одном регистре.
    Как можно избежать таких ошибок? Первый спо¬соб - обратиться к грамотному аранжировщику. Нет денег? Тогда способ второй. Приходим на репе¬тиционную базу, включаем все через пульт в одну колонку и играем! Если - о, чудо! - все всех слышат,то хорошо, если нет, то старайтесь регулировать си¬лу игры и количество одновременно исполняемых нот до достижения кристальной прозрачности.
    Инструменты
    Итак, состав набран, с аранжировками разобрались, приступаем к исполнению. На что следует обратить внимание дальше? На свои любимые музыкальные инструменты и на способ их подзвучивания.
    Самое простое: чем инструмент дороже, тем он лучше. Известно, что "качество звукового тракта определяется качеством самого худ¬шего участка цепи". Иными словами, если уж вы купили самую красивую и дорогую (аж за целых 225 уе.!) из всех увиденных в магазине электроги¬тар, то купите к ней нормальный шнур! Не надо ехать за ним на радиорынок - купите там же, в му¬зыкальном магазине! А уж если вам судьба послала замечательный родной тысячедолларовый Fender Stratocaster, значит, пора если не выкидывать свою дешевую "примочку" на помойку, то отдать начи¬нающей группе.
    Кстати, задержусь на электрогитарах как на са¬мом близком лично мне инструменте. Электроги¬тара на самом деле - это еще не весь музыкальный инструмент, а, в лучшем случае, примерно одна треть инструмента. Ибо формирование гитарного звука осуществляется цепочкой "гитара - процес¬сор эффектов - комбик" (вот басистам легче, их в линию снимают), и все великие гитаристы это зна¬ли и, соответственно, оказывали предпочтение тем или иным маркам оборудования. Тут, кстати, опять возникает правило "худшего звена". Поясню на примере: если судьба закинет вашу группу, напри¬мер, в клуб Б2, где на сцене стоит замечательный Marshall, то лучше оставьте в гримерке свой деше¬вый процессор, попросите у техника педаль пере¬ключения каналов усилителя, втыкайтесь напря¬мую и играйте на здоровье! Поверьте, звук будет интересней и качественней, чем с любым дешевым процессором в цепи.
    И еще об электрогитаре. Вопль измученной души звукорежиссера: гитаристы, не накручивайте столь¬ко реверберации в своих эффектах! Пожалуйста! Не читаются ваши замечательные, способные заста¬вить завидовать самого Ричи Блекмора, партии! Вот когда ваше звукоизвлечение будет способно высекать искры из камня, тогда другое дело - немножко можно. Но и тогда лучше доверьте реверберацию человеку за пультом.
    Теперь перейдем к акустическим гитаристам.
    Господа и дамы! На вашем сольном концерте в зале консерватории я с удовольствием сниму вашу гита¬ру микрофоном. На сцене рок-клуба - ни за что! Это бесполезно. Во-первых, нет в рок-клубах таких мик¬рофонов, чтоб хорошо акустику снять, а во-вторых, у вас за спиной еще пять человек с другими инстру¬ментами, а вы ж, простите, струны еле щиплете. По¬ставьте лучше нормальный пьезодатчик с активной электроникой, если уж сразу электроакустику не ку¬пили. Кстати, если вы играете в громком составе или планируете в будущем выйти на большие сце¬ны, то лучше брать гитару с тонким, а еще лучше сплошным корпусом, как у электрогитары, но с пье-зодатчиком. И еще - не старайтесь подобрать уни¬версальную гитару для сцены и для студии, особен¬но из недорогих.
    Теперь - про остальные струнные акустиче¬ские инструменты. Скрипки, альты, виолончели, домры, балалайки, и даже арфы. С ними тоже проб¬лемы. Коли вынесла судьба из музучилища на рок-сцену то давайте вместе думать, как на ней звучать. Первое - то же правило "худшего звена". Вспомина¬ется, как на замечательную дорогую скрипку работы немецкого мастера XIX века, великолепно звучащую в студии, на сцене ставили очень недорогой микро¬фон отечественного производства.
    Так какие же есть варианты? Мне больше всего по душе электроскрипки, электровиолончели и т.д. Но - цена! Дорого! Даже для нас, ныне имени¬тых. Вариант номер два - пьезодатчик, специаль¬ный для данного инструмента. Тут тоже есть ню¬ансы: во-первых, внимания заслуживает, на мой взгляд, только Fishmann (по крайней мере, для скрипок и альтов), а их сейчас не достать у нас, а во-вторых, к таким датчикам необходим предуси-литель с определенными техническими требова¬ниями. (Весьма рекомендуются также контактные микрофоны фирм B-Band и Schertler - прим. ред.) И это дополнительные расходы. Третий вариант -самый распространенный из приемлемых. Это контактный микрофон (на липучке) AKG С-4П. Не очень дорого (110-140 уе.), но вполне уже профессионально.
    Духовые. С ними проще, духовик должен дер¬жаться максимально близко к микрофону, и все бу¬дет в порядке.
    А вот вокалистов немного помучаем! Говорят, в одном клубе в гримерке было написано: "петь надо уметь". Ну, раз уж Бог не сподобил и денег на педаго¬га по вокалу не нашлось, будем выкручиваться так.
    Первое - петь надо точно по оси микрофона, не надо держать микрофон, как стаканчик с морожен¬ным. Также не надо петь в него сбоку. Если бы мик¬рофоны подобное позволяли, то их, наверное, дела¬ли бы гнутыми.
    Второе - пожалуйста, ближе к микрофону! Он не кусается, ну разве током иногда бьет. Когда, бывало, техник сцены, подключив очередную группу фести-валя "Без пяти минут звезды", приходил ко мне за пульт и спрашивал, что еще сделать, я, как правило, очень просил примотать вокалиста скотчем к мик¬рофону. Нет, я знаю, что микрофоны иногда пахнут перегаром предыдущего вокалиста - но тогда заве¬дите свой! Конечно, эффектно, затянув очередное "ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!!!!", картинно откинуть голову на полметра от микрофона. Я тоже такое по ТВ видел, но точно ли вы уверены, что являетесь обладателем поставленного и разрушительного по силе вокала? Лучше стойте на месте, а у звукорежиссера для таких случаев компрессор есть, или просто ручки громко¬сти хватит.
    Третье - лучше не снимать микрофон со стойки. Во-первых, микрофонный шнур всегда может ре¬шить, что с него хватит, и именно в этот момент за¬трещать. Во-вторых, если снимете, то непременно в монитор засунете, а мы получим жуткий свист. Кста¬ти, моей любимой певице в детстве не разрешали микрофон руками трогать, так она очень красиво на сцене двигаться стала. А то была бы как все, с микро¬фоном...
    Организация процесса концертного выступления
    А какие подвохи подстерегают нас, когда уже и со¬став оптимальный, и аранжировки вычищены, и ин¬струменты должным образом озвучены?
    Хочется сразу отметить, что в ситуации, рассмот¬ренные ниже, мне доводилось попадать в разном ка¬честве. Был я и в роли звукоинженера площадки, был и звукорежиссером группы, и даже техническим ди¬ректором фестиваля. И до сих пор эти роли чередую. Поэтому взгляд, так сказать, с разных сторон.
    Вопрос первый: свой звукорежиссер или мест¬ный? Оба нужны! Ибо местный, строго говоря, в дан¬ном случае и не звукорежиссер вовсе, а звукоинже-нер. Поэтому рулить группу он, в общем-то, не обязан. Основной его обязанностью является на¬стройка аппаратуры и помощь в подключении груп¬пы. На практике, особенно в клубах, круг его обязан¬ностей определяется его начальством, а для начальства в какой-то момент гораздо важнее ока¬жется проблема неработающего телевизора в VIP-баре, нежели проблема звучания вашей группы.
    Есть и другие аспекты вопроса. Звучание - это неотъемлемая часть музыки, соответственно, звукорежиссер - такой же участник группы, как и му¬зыканты. Представьте, приходит группа на кон¬церт и говорит: "У нас вокалист заболел, дайте нам вокалиста". Нелепо, правда? А как вам такой при¬мерно диалог:
    "- Ребята, а чем вам звук не понравился? - У нас в третьем куплете четвертой песни такая
    красивая партия гитары на заднем плане, а он ее
    не вывел.- Плохой звукач, большего ожидали»"
    Господи! Ну откуда ж ему знать было про эту пар¬тию гитары, он же вас впервые в жизни слышит! Он же ваш гениальный текст в этот момент вытягивал! Тут уж не до нюансов...
    В общем, свой звукорежиссер необходим, так как знание репертуара, особенностей вашего ис¬полнения и ваших инструментов существенно улучшает результат. Я, кстати, исключаю мысль, что отсутствие звукорежиссера в группе - это ре¬зультат банальной жадности, а склоняюсь к тому, что это просто недооценка роли звукорежиссера в общем процессе.
    И еще - если у вас свой человек за пультом, то бес¬тактно по отношению к нему спрашивать у зала по¬сле каждой песни - "а все ли вы слышите?" Во-пер¬вых, залитая пивом по самые уши наиболее активная часть публики вам такого насоветует, что саунд-чек придется заново проводить. Во-вторых, вы либо доверяете человеку, либо нет! А в-третьих, если есть сомнения, можно после концерта спро¬сить у наиболее доверенных друзей. Правда, одна очень известная группа таким образом за полгода человек пять поменяла.
    Но бывает так, что своего специалиста нет, и что тогда делать? В этом случае лучше всего не мешать местному. Правда, понимание этого приходит не сразу, а в результате большого опыта...
    Как же оптимально выстроить общение?
    Во-первых, поймите, что на данный момент это человек, который делает с вами одно дело, и другого нет. Поэтому нужно для начала поздороваться, а не сразу спрашивать, какого черта в этом клубе нет ни¬чего из того, что требуется.
    Во-вторых, можно спросить, в каком порядке под¬ключаться и звучать на настройке. Нелишней будет бумажка, на которой перечислены инструменты и способ их озвучивания (микрофон/датчик и т.п.), включая вокалы.
    В-третьих, помните, у человека всего две руки и подключить одномоментно пять музыкантов он не может физически. Когда вас просят немного поиг¬рать, не ломайтесь, поиграйте, и не выражайте воз¬мущение тем, что вас не сразу слышно. Прежде чем вывести инструмент в монитор, звукорежиссер дол¬жен произвести с сигналом некие действия, поэто¬му просто спокойно играйте, пока вас не остановят. Не требуйте мониторного звука, прежде чем не бу¬дут проверены все инструменты на прохождение сигнала. И не мешайте отстройке других инстру¬ментов вашей же группы.
    Когда все инструменты есть на пульте, можно вы¬страивать звук на сцене. Но, опять-таки, крик души "ни хрена не слышно!" - не самый лучший способ начала процесса. Лучше спокойно выяснить, сколь-ко на сцене мониторов, на сколько линий они заведены, то есть сколько индивидуальных картин вы можете получить. Если инструменты включаются в комбики, то лучше поста¬раться слышать себя из них, чтобы не забить в мониторах вокал и те инструменты, которые комбиков не имеют. Если линий хотя бы две, то одну лучше всего отдать целиком во¬калисту. Кстати, у остальных будет шанс проверить чистоту аранжировок... Если же какого-то инструмента все-таки ка¬тастрофически не слышно, а человек за пультом говорит, что громче никак, то подумайте, может, что-то можно сде¬лать тише? Убрать всегда легче, чем прибавить.
    А теперь перейдем к самому важному вопросу - техниче¬скому райдеру. И наконец-то выясним, почему же нигде нет того, что вам нужно.
    Ведь как бывает? Захотела молодая и талантливая группа концерт. Путем долгой атаки на арт-директора клуба "Самый лучший подвал микрорайона" выбила себе коммерчески привлекательный понедельник. При помощи СМС-рекламы собрали толпу фанатов в 10, а то и 15 человек! Приходят они в клуб, а звукотехник вместо 10 микрофонов только 5 дает! И где еще 5? Не иначе саботаж и диверсия, чтобы только вы звездами не стали.
    Или у вас гастроли - замечательные первые гастроли. С отличными условиями, как-то: проезд на шикарных бо¬ковых плацкартных местах, ночевка на кухне в коммунал¬ке у самого хорошего человека в тусовке, с гонораром за концерт в виде целого ящика пива и жареной курицы! При этом вы - чуть ли не хедлайнер фестиваля "Лучшее в роке за сто лет". На роскошном трамвае вас привозят в элитный клуб "Рабочая окраина" (размером 6 на 10 метров, то есть чуть меньше стадиона "Уэмбли"), а там облом... Почему-то аппарат не такой, как у "Металлики". Чьи козни? Разумеет¬ся, звуковика! Он, как только узнал, что вы едете, самое лучшее припрятал. При этом само собой разумеется, что пригласивший вас товарищ ни при чем. Он же хороший человек, раз вашу группу пригласил.
    Смешно? Кому смешно, а тому, кто так попадал, грустно... А что делать? А делать можно разное. Первое - понять, что вопрос райдера - это вопрос организации концерта. То есть все эти вопросы надо согласовывать до того, как вы оказались на площадке. Если концерт проходит в клубе, а вы - молодая группа, то, как ни печально, вряд ли кто-то будет заботиться о том, чтобы выполнить все ваши техни¬ческие требования. Придется играть на том, что в клубе есть. У многих клубов список оборудования есть на их сай¬тах, если же нет, то не поленитесь, зайдите за пару дней до выступления и осмотритесь на месте, пообщайтесь со зву-котехником, только не в тот момент, когда он безуспешно пытается вырулить ваших же коллег. Если вас приглашают выступить, то покажите организатору письменный райдер и добейтесь хотя бы устных гарантий того, что он будет выполнен. Станете большими - будете заключать пись¬менные договоры. Если организатор в этом не понимает (а это тоже бывает нередко), то просите у него так называ¬емый "встречный райдер", то есть список оборудования площадки, особенно если площадка в другом городе.
    Ну а если случилось самое печальное - вы на площадке и оборудование вас не устраивает - то поймите, что сры¬вать злость на техниках и звукорежиссерах глупо. Устрой¬те истерику вашему директору, пусть идет разбираться с организаторами. Если же ничего не помогает, то решите для себя, стоит ли играть? Но искренне вам желаю, чтобы до этого не доходило...

Поделиться этой страницей