Итак, на Спасской башне Московского Кремля во вторник, 29 июня, начались работы по открытию надвратной иконы. РИА «Новости» и «Интерфакс» однозначно называют образ «Спас Смоленский» и охотно цитируют Елену Гагарину, директора Музея Московского Кремля: Спасская башня получила своё название потому, что через неё шла дорога к Спасо-Смоленскому храму, располагавшемуся за собором Василия Блаженного. Икона, выполненная в масляной технике, находилась на кремлёвской башне с XVII века. Интересно вот что: когда и в честь чего в самом центре Москвы был построен храм с таким выразительным названием? Не в честь ли нашего города и его роли в ходе русско-польской войны 1605-18 годов? Или – 1654-67 годов?? Правда, телеканал «Культура утверждает нечто принципиально другое: «Построенная в XV веке Фроловская башня стала называться Спасской двумя веками позже. В середине XVII столетия по указу царя Алексея Михайловича на ней появилась икона Спаса Нерукотворного – в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Святыне поклонялись все, кто проходил через Спасские ворота. Чрез них шли все коронационные шествия и крестные ходы /и т.д./»
Телеканалам, пусть и "культуре", верить нельзя Думаю, строительство нового собора в Смоленске в конце XVII века и храма близ московского Кремля взаимосвязано между собой. Очень интересное наблюдение, кстати. Ни одно смоленское сми до сих пор не написало про обретение иконы на Спасской башне Кремля. Жаль.
"...эта фреска восходит к еще более раннему изображению, фреске 1514 года "Спас Смоленский" в честь взятия Смоленска Василием III. " Взято : http://lenta.ru/news/2010/05/11/kremlin/
Странно, что никто из священнослужителей, насколько я знаю, не связал тему установившейся в Москве жары с началом расчистки икон на кремлёвских башнях. А ведь эти события примерно совпали по времени. Мало того,с окончанием работ реставраторов ситуация в Кремле изменится принципиально: башни будут одновременно нести два символа, два вектора духа - православную икону и рубиновую советскую звезду. На непредвзятый взгляд - недопустимо. Вот бы батюшкам и заявить: устанавливается на главном символе страны двоевластие. Жара - знамение, мол, пора отречься от проклятых советских идолов и поклониться истинным богам, отыскать забытую дорогу к храму и т.д. Однако этого не делается. Более того, такое впечатление, что и СМИ забыли про эту расчистку, а ведь двусмысленность рискует усановиться на века!
C.M., сейчас в краеведении есть интересное направление - метафизическое. Но при всей важности символики, при всем уважении к непонятному в жизни, публицистика такого рода кажется то ли профанацией, то ли демагогией. Нынешнюбю жпру не надо демонизировать. Всякое бывало на нашей памяти, и, тем более, до нас. Так что присоединяюсь к мнению о жаре! Так можно и Герасимова обвинить в начале Второй мировой. (улыбка)
Что-то я не вижу, Незнайка, в своём сообщении никакой публицистики. Это всего лишь вопрос. И никакой демагогии тут тоже нет, поскольку славы мне подобная переписка ну никак не принесёт. Выражайся яснее: к какому мнению о жаре ты присоединяешься?
C.M., 21 век уж 10 лет разменял, а ты о погоде, испортившейся из-за конфликта икон с пентаграммами. Скоро по собачьим внутренностям гадать будем? Мракобесие какое-то, средневековье... ЗЫ Огорчил, право слово. Сказано ведь было: "Сейте РАЗУМНОЕ, доброе, вечное..."
C.M., про демагогию это я зря написал. Жара! Помимо рационального и строго логического совремнная наука ставит своей задачей изучение сложных явлений, где однозначное установление причинно-следственных связей просто невозможно. О странностях Москвы есть любопытная книга Рустама Рахматуллина "Две Москвы, или метафизика столицы". Правда, заявленный в ней методологический подход мне понравился больше, чем его реализация автором. Твой пост затрагивает очень тонкую сферу жизни. Но трактовка использования чего-то в практических целей носит слишком прямолинейный характер. Если развивать заявленную логику, то год назад, когда у нас признали кризис, надо было не банкам выдавать субсидии, а продавать индульгенции компаниям, чтобы бог помог выйти из кризиса. Жара - это сейчас синоним миражей, в том числе и интеллектуальных. Я присоединился к мнению Iva, но, наверное, высказался резко. Жара! (улыбка) ЗЫ Про Смоленский Спасс в этой книжке ничего не нашел.
Дорогая Пресс-служба! Вообще-то, я только высказал гипотезу. Иначе – давай-ка заткнём рот всем телевизионщикам, которые каждый год 21 июня напоминают про вскрытую учёными некую гробницу. Как они смеют!.. Теперь специально для тебя вот какое наблюдение. Образ мышления обычного человека зачастую таков, что для из ряда вон выходящего события подыскивается (часто – задним числом) некое знамение. Бывает, что и наоборот: налицо явное знамение, а события пока никакого нет. И тогда люди всё равно нервничают. Ты будешь смеяться, но 11 лет назад мои знакомые и близкие не на шутку струхнули: год 1999-й выдался очень грибным. Говорили так: «Столько грибов, столько, ты просто не представляешь!..» И грустили, потому что есть известная примета: грибной год – к войне. Возможно, ты смеяться над людьми перестанешь, если вспомнишь, что 1999 год – это агония режима Ельцина, неоднократные смены правительства, война в Дагестане, ночные взрывы жилых домов в Москве. И ещё. Это не я придумал изворотливость мышления. И священнослужители могут удивлять тебя своей логикой. Без малого семь десятилетий РПЦ не могла объяснить своей пастве, почему самая страшная война в истории страны началась в День всех российских святых. Самая страшная мясорубка, миллионные жертвы – и святые?? А теперь Патриарх Кирилл открыто выступает с проповедями, в том числе – в телевизионном «Слове пастыря», и во всеуслышание заявляет, что Великая Отечественная и понесённые жертвы – это наказание русскому народу за отход от веры. Моя бывшая начальница согласна с Патриархом целиком и полностью. Схожие идеи проповедует и Никита Михалков в своём фильме «Предстояние». И эта точка зрения будет находить новых приверженцев, хотя ветераны в своих воспоминаниях вспоминают о Боге в последнюю очередь. Лично у меня есть знакомый фронтовик, живёт в Дорогобуже, он прямо говорит: «Не верил и не верю. Победили благодаря мужеству, стойкости и воле. Если верили, то – Сталину». Впрочем, это уже другая история.
Лично у меня давно созрел такой дилетантский вопрос к Iva и другим специалистам: а почему Спас - нерукотворный? Что это означает? Откуда такой редкий эпитет и почему он так распространён?
Ну, на этот дилетантский вопрос даже я могу дать дилетантский ответ Нерукотворный потому, что образ его, якобы, проявился самостоятельно - никто его не рисовал, а , следовательно, он был сотворен не руками, а Божьим духом. "Благодатный огонь", "Мироточащие иконы", "Нерукотворные иконы" - это все одного порядка Чудеса, которые время от времени необходимо "являть" народу, дабы Вера его не угасала..
Поправьте меня, если я ошибаюсь: образ Спаса Нерукортворного существовал в КАЖДОЙ церкви и храме России. Не многовато ли чудес? Я понимаю, что есть традиция делать списки икон, но почему такое тотальное распространение именно этой святыни??
Есть притча о том, кто из художников лучше, если один рисует осла, а второй Бога - "осла видели все, а бога не видел никто" Икона Спаса Нерукотворного "проявилась" сама, то бишь была написана Тем, кто Видел Иисуса и образ этот был церковью Канонизирован. Разумеется подленный Спас Нерукотворный только один, остальные - списк с этого образа.
..... ну да, примерно так ..... нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы ..... после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику ..... таким образом, согласно преданию, этот образ стал первой в истории иконой ..... нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами, так родилась еще одна традиция ..... позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто, тоже традиционно ..... в 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа и огда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной черепке), который закрывал Нерукотворный образ ..... как то так
Хочу обратить внимание форумчан на исходный пост: по версии канала "Культура", икона Спаса Нерукотворного появилась в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Что помогло чудесному избавлению Москвы от эпидемии - вопрос открытый. Это вопрос веры. Если жара продержится ещё неделю, если на улицах городов будут падать и умирать люди (а такое уже происходит в Москве и Смоленске), то попытки мистического объяснения происходящего умножатся нещадно. Что касается происхождения Спаса Нерукотворного, то есть ещё одна версия, весьма убедительная. Вы будете смеяться (особенно Незнайка), но я прочёл её у Носовского и Фоменко (том "Царь славян"). Спас Нерукотворный - это Плащаница. Туринская. Цитирую: "Исследователи давно заметили, что Плащаница хорошо прослеживается в западноевропейской истории, но не в истории восточноевропейских стран. Хотя, как считается, она была вывезена из Константинополя, то есть с Востока. Странно, что в истории восточной церкви сведения о Плащанице Христа почти отсутствуют. Могут возразить, что в каждом русском православном храме имеется своя плащаница, и с ней связаны определённые обряды. Которые, кстати, существуют только в русской церкви - на Западе их нет. Это правда. Но преданий о самой Плащанице Христа - где она хранилась, кому и когда её показыфвали и т.д. - таких преданий на Руси сегодня нет. С другой стороны, в Византии и на Руси "хорошо известна и очень почтиаема другая святыня - Нерукотворный Спас..." и т.д. Санкт-Петербург, издательский дом "Нева", 2004 год, стр. 32.
C.M., что скрывать, в Фоменко можно только верить. С Кремлем сходу не разберешься. Символики там сто пудов на каждую башню. Спасская в белокаменном Кремле Дмитрия Донского называлась Фроловской. Фрол - покровитель лошадей. Наверное, все было практично. И название отражало, кто тогда был главным другом человека, проезжавшего с ним чкерез ворота. Есть версия, что башня строилась в ожидании конца света. Может быть, кто-то его и ждал. Но вряд ли все сразу. Хотя наверняка следует предполагнать, чсто заказ архитекторам в прошлом не носил характер современного бизнес-плана. Название башни Спасская отнолсится ко времени Алексея Михайловича вроде бы. И она же еще и Иерусалимская. В общем, надо специально разбираться. Сейчас довольно многим людям из-за жары приходится трудно. Но я еще не встречал мистических версий объяснения происходящих событий. Вообще мистика мне кажется важной частью реального мира. Это еще один путь к пониманию жизни. Самые важные ценности для человека носят иррациональный характер. Но во всем нужна мера.
Вот что мои коллеги пишут: Там и картинка есть: http://www.smolgazeta.ru/culture/4168-l ... enske.html
Да... средневековье и мракобесие наступает. Вот и в школах вместо астрономии теперь основы религии, и журналисты вместо обсуждения проблем гражданского общества идолов с погодой связывают. ПВ.
C.M., такой войны не было. И даже то обстоятельство, что она есть в Википедии и многократно ищется поисковиками, не меняет дела - такой войны все равно не было . Впрочем, это уже вопрос не истории XVII века , а политики начала XX-го .