Речь в посте пойдёт в основном о советских зданиях, которые не вписываются в архитектурную эпоху своего времени (позже добавлю ещё одно современное). Хорошо известно, что со второй половины 50-х роскошные здания в стиле "сталинский ампир", созданные словно под ностальгией о временах царской России, заменили безликими и быстровозводимыми "хрущёвками". Так был испорчен архитектурный облик всех советских городов. Между тем, среди зданий "хрущёвского" периода попадаются и довольно нетипичные дома. Они нетипичны и для сталинской эпохи. Вот несколько зданий, вырывающихся из архитектурного тренда своего времени. Предлагаю дополнять список, желательно с фото. Первый дом: Коммунистическая, 22 Всем известные Спорттовары были построены в 1960-м году и на хрущёвку никак не похожи. Сдаётся мне, что это был реализован проект ещё сталинских времён, с поправкой на удаление всех "абстракцизмов и пидорасии". Дома №№8, 10 по ул. Твардовского. Здесь видно, как серийная лепнина инкрустирована в кирпичные здания, которые "забыли" оштукатурить. Примечательны также красивые изгибы балконных оград. Тенишевой, 8 Год постройки этого здания для меня неизвестен. По соседству с ним стоит похожая хрущёвка, но при равной высоте, в этом доме 4 этажа (как и в соседнем здании 1927-28 г.г., Тенишевой 6), а хрущёвке - 5. Наконец, всем известное здание Главпочтамта, фото которого я нашёл только старое, а сам не сфотал. Всё говорит за "сталинскую" эпоху (особенно внутренее убранство), ан-нет - это здание 1962 года постройки.
Интересно. Хотелось бы мнение архитекторов услышать. По поводу главпочтамта - ничего удивительного, у нас и стену крепостную на сто лет позже, чем надо было, построили
По Главпочтамту удивительно как раз, что здание не зарубили со всем его дизайном, и в какое время! Дом по Пржевальского, 4, законченный в 1956 году - фигня, по сравнению вот с этой "несуразностью")))
Мой дом на Дзержинского, 9 - представитель именно этой разновидности. Нет слова "маленковка", но это именно она
Тенишевой 6 дом довоенной постройки. А вот Тенишевой 8 послевоенной 1961 хотя почему то, здесь в топике стоит фотка дома по Тенишевой 6 :unknw:
Вообще то Сталинские дома они тоже разные, до войны в конце 20х преобладал конструктивизм, у нас в этом стиле построены гостиница Смоленск, дом Коммуны, уничтоженный во время войны Дом Советов. После войны Сталинский стиль стал больше похож на имперский в котором было много колон,башенок, в этом стиле построены здание Вокзала,нынешнее здание Администрации, и почти все послевоенные Сталинские дома. Хрущевки пришли на смену Сталинской помпезности и величию, уступив место минимализму и практичности. Так как строились Хрущевки быстро,дешево, и самое главное они могли обеспечить жильем с удобствами, большое количество советских граждан особенно так нужного после войны. Сталин строил свой Советский мир, он хотел чтобы крестьяне жили как короли, в своих домах похожими на дворцы с высокими потолками. Поэтому Сталинские дома во всех городах Советского союза до сих пор считаются красивыми и интересными домами с архитектурной точки зрения. Кстати тут задумался а почему в наше время архитекторы почти не употребляют скульптуру в своих проектах? Прикольно сейчас смотрятся гостиница Смоленск с ее скульптурами рабочих каменщиков, кстати там и в низу перед входом в гостиницу тоже стояли скульптуры вот бы и их востановить, сейчас только ниши остались.И здание детского мира с летчиками на фасаде интересно смотрятся. Современная архитектура конечно лучше Хрущевок и Брежневок,но ей далеко до Сталинской в придании каждому дому своей индивидуальности.
Интересная тема, интересные примеры. Конечно же, архитектура переводится на язык времени. Точее сказать, она и есть время. Я не специалист, но присоединяюсь к мнению, что между сталинской и хрущевской архитектурой можно говорить о переходных зданиях. Постановление об архитектурных излишествах реализовывалось не сразу. Например, в Сафнове в исторической части есть монументальные сталинские дома, а от них идет улица простых, но симпатичных двухэтажек с фронтонами, большими окнами, человекообразной внутренней планировкой. А заканчивается улица и хрущевками, и брежневками. Можно пройти 400 метров и заодно лет 50 советской истории. Постараюсь наконец овоить выкладку фото, чтобы все это было наглядно.
Да, точно, 1928 г. - дом 4, на фото дом 6, дом 8 - хрущёвка. Я просто уставший был, невнимательно посмотрел. Так дом 6 - довоенный? А какого года? Потолки высокие, а лепнины и декора нет, даже штукатурки.
Я считаю, что конструктивизм к Сталину никакого отношения не имеет, так что и звать эти здания следует конструктивистскими. Есть несколько "несуразностей", правда - до-конструктивистских. Это здания Тенишевой, 4 и Беляева, 6 (если не ошибся... а надо бы их фото тоже сюда кинуть). Они построены в ~1928 году, но являют собой чистый модерн, и даже технология строительства (арка из кирпичей над проёмами, вместо бетонных плит) - дореволюционная. Строили эти дома, наверняка, царские ещё инженеры, и эксизы могли использовать ещё тех времён. Но уж художественное мышление у них точно было десятилетней давности ) Ну а вот "сталинский ампир" - т.е. использование неоклассических мотивов в архитектуре - это конечно, его заслуга, это "сталинки". Согласен. Я переживал, когда скульптуру девушки у ст. Спартак демонтировали. Вот нахрена....
lsd дача, Конструктивизм был в Сталинское время , поэтому дома и квартиры построенные в этом стиле, Сталинками все называют. Тенишевой 6 дом довоенный.
Ну по отношению к эпохе, это понятно. Но увы - чисто конструктивистские здания и типично сталинские не имеют ничего общего, в т.ч. и внутренней планировке. Я делю здания не по эпохе, а по источнику стиля. То, что практически авторами стилей "сталинский ампир" и "хрущёвка" были совесткие руководители, не вызывает сомнения. В то же время, до того, как Сталин вмешался в архитектуру, она делится по обычным мировым течениям и трендам - модерн, конструктивизм.
То, что практически авторами стилей "сталинский ампир" и "хрущёвка" были совесткие руководители, не вызывает сомнения. Хрущев навряд ли придумывал какие либо стили, он скорее утвердил уже готовый, который отвечал его требованиям практичности и дешевизне. Он к архитектурным изыскам вообще плохо относился.
За эпоху революционных перемен мы успели отстать от архитектурного авангарда и эта разница уже начинала быть заметной. Кроме того, молодые советские архитекторы не отличаясь опытом и чутьём плодили бедные, практически одинаковые формы и даже сами успели устать от такого скучного результата. Дальнейшее соперничество на честных условиях с загнивающим Западом было предсказуемо и в качестве альтернативы было решено избрать метод топора: ввести свои правила игры на территории отдельно взятой песочницы. В 1932 году был образован Союз архитекторов, которому было поставлено задачей давить авангардизм во всех его проявлениях, фактически объявляя любой путь развития тупиковым. В качестве альтернативы было предложено "творческое развитие классики". Надо сказать, что к этому моменту классические формы были основательно забыты не только в России, но и на Западе. Например, в главной кузнице архитекторов новой России ВХУТЕМАСе классические ордерные системы упоминались лишь факультативно, их не заставляли расчерчивать даже на уровне курсовых (сегодня они по-прежнему изучаются подробно; к примеру, я защищал курсовую по классике на 3-ем курсе). Многим авторам "сталинской архитектуры" пришлось достать с полок теорию классических форм и применять её, фактически, впервые. Возврат к конструктивизму в 50-е был обусловлен требованиями «О развитии жилищного строительства в СССР» и «О снижении стоимости строительства», проводимыми Советом Министров СССР. Жильё должно было быть массовым и дешёвым, первый проект панельной типовухи, рождённый в 1948 году был конструктивистским по сути, поэтому стиль в данном случае имел вторичное значение. Его просто притянули за уши, потому что в колыбели идеологии как-никак, а базовая идея вроде как должна быть. Поэтому "типовое проектирование" и "конструктивизм" стали главными словами, а вектор борьбы был направлен на "архитектурные излишества". Авторам типовых проектов нового времени снова пришлось лезть на дальние полки и доставать уже забытые "заповеди" Ле Корбюзье, Гропиуса, художников "Баухауза" и ВХУТЕМАСа... Однако, на мой взгляд, конструктивизмом архитектуру тех лет называть было бы неправильно. Здесь более уместно слово индустриализация. Именно индустриализация была основной и часто единственной идеей и продолжает оставаться ею до настоящего времени. Бессмысленно искать художественную ценность там, где её нет.
Имхо пытаться определить к какому архитектурному стилю относится хрущевка это все равно что рассуждать терминами haute couture о джинсах из волмарта.
Весьма точный термин! Он сразу генетически сращает эпохи хрущёвок-брежневок-современного строительства и наполняет их смыслом.
"Дальняя" часть улицы Ленина. Дом 33. Дом 32. В доме 32 я бывала - там высокие потолки, но планировка - "тесная", с небольшой кухней; санузел, правда, - раздельный. Оба соседних дома - 34 и 36 - судя по оконным проёмам, 3-этажные "хрущевки". Буду благодарна, если подскажете годы постройки...
Два здания областного онкологического диспансера на улице Жукова. Хирургическое отделение (бывший госпиталь инвалидов войны). Поликлиника (бывшая "обкомовская больница"). Какого они "возраста"?
Два здания областного онкологического диспансера на улице Жукова. Хирургическое отделение (бывший госпиталь инвалидов войны). До войны это здание было,хотя оно состоит как бы из двух. Главный корпус похож на дореволюционный, а вот пристройка довоенная.