То ли мы у мира научились двойственности, то ли мир у нас! Давайте для начала попробуем разделить гения и злодея, но, надеюсь, в конце, после всех запланированных шагов разделим миф и реальность... МОЦАРТ И САЛЬЕРИ. 1 задание: Определите, какие слова принадлежат Мо- царту, а какие Сальери? (примеры взяты из "Моцарта и Сальери А. С. Пушкина) 1.Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. 2.Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. 3.Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мнедве, три мысли. Сегодня я их набросал. 4.Мне не смешно, когда маляр негодный Мне пачкает Мадонну Рафаэля. 5.Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. 6.Я вышел. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал Мне Reguiem и скрылся. Сел я тотчас И стал писать - и с той поры за мною Не приходил мой черный человек; А я и рад: мне было б жаль расстаться С моей работой, хоть совсем готов Уж Reguiem. 7.А гений и злодейство - Две вещи несовместные.
Псибо тебе, добрый человек и котофил! Хотя это тавтология! Я сам такой! Теперь можно сделать следующий шаг. Моцарт - это Моцарт. Сальери считать убийцей не надо. Любопытно, что Пушкин, который ставил реальную историю выше вымысла так ошибся. Но у всех бывают ошибки... Ответ: Моцарт - 3, 5, 6, 7. Сальери - 1, 2, 4. 2 Задание: Прочитайте отрывки из статьи Марио Корти "Моцарт и Сальери" (Загадки культуры, "Знание - сила", 9-12, 1998 г., 1, 1999 г.) и попробуйте определить, ка- кие реальные факты относятся к биографиям Моцарта и Сальери? Отрывок из статьи: "Обременять вымышленными ужасами исторические харак- теры и не мудрено, и не великодушно. Клевета и поэмах всегда казалась мне непохвальною" писал А. С. Пушкин в 1830 г., когда создавался "Моцарт и Сальери". Он верил, что Сальери отравил Моцарта, иначе бы он не писал. Необходимо отметить, что у романтиков в эту эпоху был культ героя. Героев, гениев, вундеркиндов до сих пор обожают, обожают особенно в России. Это относится и к восприятию самого Александра Сергеевича. Поэтому, до- казать, что факты, которые лежат в основе мифа вымышле- ны - легко, но разрушить сам миф - трудно. Культура всегда проецирует особый мир. Часто мир культуры не совпадает с реальным, но кажется подлиннее, чем факты жизни. Художественное произведение действует как наркотик. В массовом сознании художественная прав- да воспринимается как реальность. Художественная прав- да устойчивее, чем факты жизни. Нам пора научиться отличать мир поэзии от реального мира. Очищать наше сознание от всего грубого безнрав- ственного и фантастического - от черных человеков, мни- мых интриг и отравлений, что не является препятствием для восхищения талантом. Факты из биографий: 1.Его оперы ставились чаще и с большим успехом у современников. 2.В 23 года он получает должность придворного компо- зитора при дворе австрийского императора. 3.Он старался оттеснить своих соперников, презри- тельно относясь к "итальяшкам". 4.Ему отказали в должности учителя музыки одной из дочерей императора, так как у него была репутация лег- комысленного и даже разнузданного молодого человека. 5.Он хорошо зарабатывал и имел высокое положение при дворе австрийского императора, что в то время во мно- гом определяло признание таланта творца. 6.Его сын, после смерти отца, был учеником того, ко- го отец считал своим соперником и интриганом. 7.Он работал над Reguiem как "музыкальный негр", т. е. должен был сочинить это произведение за деньги и за- быть о его существовании. 8.Reguiem был доделан другими, после чего его жена "делала бизнес", продавая несколько раз это произведе- ние. 9.Он плохо и порой без всякой причины относился к коллегам по цеху. 10.В 18 веке и в 20 восприятие музыки различно и се- годня богатство инструментовки, глубина развития темы, легкость воображения в его музыке горозда ближе твор- чества его соперника. 11.Его учениками были Шуберт, Бетховен, Джакомо айербер, Франц Лист и многие другие. 12.Все свои уроки он давал бесплатно, не забывая о той помощи, которую в юности оказали ему самому. 13.Современники о нем отзывались следующим образом: "Человек в высшей степени приятный. Радушный и любез- ный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов;...с пылающим взором, чистоплотного, опрятного вида, живой темперамент, вспыльчив, но сразу готов к примирению". 14.В день его похорон не было ни снега, ни дождя, никакого резкого ветра. 15.На его панихиде, согласно желанию композитора, был исполнен его "Реквием" в котором есть следующие слова: День настанет, время гнева, Все земное в прах развеет - Прорекли Давид с Сивиллой. Трепеща и замирая, Вся предстанет жизнь земная Судии пред грозным взором."
Ответ: Моцарт - 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 14. Сальери - 1, 2, 5, 11, 12, 13, 14, 15. Большое спасибо за общение! Миф о Сальери жив и сейчас. Но все-таки лучше стремиться к исторической правде. Гений и злодейство совместимы, легко и довольно часто. Миыф надо знать, но лучше различать их при этом с реальностью.
Re: Моцарт и Сальери! Наверное, с Сальери у Пушкина вышла самая большая историческая ошибка. Но благодаря яркому таланту "Маленьких трагедий", наверное, только в России Сальери считают еще довольно многие композитором-отравителем. Моцарт умер от солнечного авитаминоза INFOX.ru, 3 часа назад, 18 июл 2011, 14:27 Двести двадцать лет назад венские врачи так и не пришли к единому мнению о том, почему умер молодой композитор — Вольфганг Амадей Моцарт. Медицинскую загадку двухвековой давности пытаются разгадать современные ученые. Последнее посмертное заключение — недостаток солнечного света, от которого могут пострадать и современные жители высоких широт. Смерть композитора Моцарт умер 5 декабря 1791 года, когда ему было всего 35 лет. Лечащий врач посчитал, что музыканта убила тяжелая форма брюшного тифа. Другие доктора высказывали предположения о том, что Моцарт умер от «прилива к голове», «жестокого гриппа с сильнейшей лихорадкой», «ревматически-воспалительной лихорадки», «водянки сердца» или «расстройства почек». Среди вероятных причин смерти также числятся отравление, сифилис, туберкулез, трихинеллез, геморрагический васкулит, осложнения от воспаления кишечника и многие другие. Правда, посмертное вскрытие и исследование тела — аутопсию — никто и никогда не проводил, поэтому все предположения о причинах смерти молодого музыканта основываются на данных о внешних признаках болезни и сопоставлении сохранившихся описаний умирающего композитора с эпидемиологической обстановкой в городе. Так, в 2009 году Ричард Зегерс (Richard HC Zegers) из Университета Амстердама (University of Amsterdam) в Нидерландах совместно с исследователями из Австрии и Великобритании изучили сохранившийся ежедневный реестр смертельных случаев в Вене. Они сравнили записи медицинского документа с оставшимися свидетельствами современников Моцарта, согласно которым тело композитора перед смертью было раздуто от отеков, в тканях скопилась жидкость. Команда Ричарда Зегерса заключила, что композитор умер от стрептококковой инфекции, которая привела к острой почечной недостаточности (острому нефротическому синдрому) из-за развития постстрептококкового гломерулонефрита. Недостаток солнца «Достаточно сложно выделить единственную причину смерти. Вероятно, Моцарт умер из-за комплекса неблагоприятных факторов и болезней», — пишет доктор Стефан Пилз (Dr. Stefan Pilz) из Медицинского университета в Граце (Medical University of Graz, Австрия) в письме, адресованному редактору издания Medical problems of performing artists. Стефан Пилз предположил, что Моцарт прожил бы дольше, если бы проводил больше времени на солнце. Доктор Пилз полагает, что почечная недостаточность, инфекционные, сосудистые нарушения и другие патологические состояния композитора могли быть осложнены авитаминозом. «Витамин D вырабатывается под воздействием солнечного света — ультрафиолета В. На широте Вены в течение полугода невозможно получать то ежедневное количество солнечной радиации, которое необходимо для достаточного синтеза витамина D, — пишет Стефан Пилз. — А Моцарт работал по ночам, поэтому пропускал большую часть светового дня и испытывал еще больший недостаток витамина». Медики знают, что из-за недостатка витамина D появляются сердечно-сосудистые заболевания, нарушается работа иммунной системы, что приводит к инфекционным и аутоиммунным заболеваниям — склерозу, ревмотоидным артритам и диабету первого типа. Доктор Стефан Пилз и его коллега Уильям Грант (William Grant) полагают, что солнечный авитаминоз не убил композитора, но значительно усугубил его состояние. Ученые обращают внимание, что подумать о солнечном витамине стоит всем жителям высоких широт. «Наилучший индикатор содержания витамина D — это концентрация 25-гидроксихолекальциферола (25 (OH) D) в сыворотке и плазме крови. Концентрация 25 (OH) D должна составлять 75–100нмоль/л», — пишут ученые, советуя следить за своим здоровьем. Если же человеку хронически не хватает солнечной радиации, то стоит подумать о несолнечных источниках витамина D. Например, дополнить рацион жирной рыбой хищных пород (лосось, макрель, луфарь, тунец), цельным молоком, хлебными злаками и апельсиновым соком. Посмертные диагнозы Моцарт — не первый человек, которому ученые и врачи «заполняют медицинскую карточку» посмертно. Так, испанские медики внимательно изучили здоровье Фредерика Шопена и его семьи, после чего пришли к выводу, что гениальные произведения композитора — побочный эффект тяжелой болезни. Новость на сайте «INFOX.ru»
Re: Моцарт и Сальери! так может и дон жуан умер не от каменного пожатия а от сифилиса ? интересно какой болезни
Re: Моцарт и Сальери! Вопросы серьезные! (улыбка) Можно задать и другие: Смерть Шалтая Балтая - холоднокровное и циничное убийство или несчастный случай? С учетом идеального вестибулярного аппарата у Шалтая здесь явно необходимо тщательное расследование! Вряд ли много найдется сочувствующих у лжесвидетелей семерых козлят, обвинивших старого волка в кровавой бойне. Румпельштильцхен, как выяснилось, страдал амнезией никого специально не вводил в заблуждение требованием назвать его имя. А вот маньяк из муки, масла, имбиря и сахара, известный под кличкой Пряничный человек, виновен в преступлениях, которые приписывали некоему Джеку. На завтрак Хрюша есть ростбиф! Добрая мачеха Белоснежки не виновата, что приемная дочь оказалась жуткой лгуньей! ЗЫ Если серьезно, то наука задает вопросы на которые, кажется, невозможно найти ответы. Эта езда в незнаемое - норма познания. Но в этой неопределенности хватает соблазнов. В частности, диагностика знаметитостей, конечно же, дает соблазн в существующей культуре сенсаций сразу же попасть на страницы от всяческих РИА новостей до отрывных календарей, если они еще есть. Что касается Шопена, то даже наличие какого-то психического нездоровья не повод считать это причиной творческих дарований. Когда мой школьный друг стал на 3 курсе изучать психиатрию и прочитал известную книжку Ламброзо, то все яркие деятели истории у него стали автоматом психами. Сейчас он далек от категоричности. Творческое мышление сложная штука, но не повод для категоричных диагнозов. Как точно умер Моцарт тоже трудно сказать наверняка. Но Сальери в этом не виноват!
Re: Моцарт и Сальери! Тут следствие перепутано с причиной. Все гениальные люди живут на грани. У них чрезвычайно обостренно восприятие жизни, что часто ведет ко всяким эксцессам: болезням души и тела, алкоголизму, самоубийствам и проч. За гениальность нужно платить и по серьезным ставкам, ценою в жизнь. А гениальные произведения не могут быть побочным эффектом, они производстные от сути личности человека, болезни - это да, побочные эффекты.
Re: Моцарт и Сальери! Семен Кузьмич, ну почему же ? Бывает и так, что душевная болезнь + творческий талант, конечно же, как раз и делают человека неординарным. Возьмите к примеру Сальвадора Дали. Вряд-ли он достиг бы такого выдающегося успеха если бы не был болен шизофренией. Другой вопрос, стоит ли считать таких людей гениями, но лично я , например, могу на его картины смотреть долго
Re: Моцарт и Сальери! По вашей логике любой шизофреник - гений. А это ведь не так. Душевная болезнь сама по себе не несет ни гениальности, ни ординарности. Она побочное явление развитие личности. Да и вообще, тут много спекуляций. Болел ли Дали шизофренией? Откуда у вас такие сведения? Неординарность поступков - еще не признак шизофрении.
Re: Моцарт и Сальери! Семен Кузьмич, не верно трактуете, уважаемый. Должно быть не внимательно прочли в спешке. Как раз наоборот, я с сомнением отношусь к тому, чтобы талант окрашенный шизофренией считать гениальностью. Пример с Дали я привел в опровержение вашей расстановкой причинно-следственных связей. За свою "гениальность" Сальвадор Дали не "расплачивался". Шизофренией нельзя заболеть в результате каких-то умственных перенапряжений, но, благодаря этой самой шизофрении, Дали и сумел сотворить свои шедевры. Нормальный человек на такое не способен. А вообще, мне более симпатична гениальность на здоровой основе
Re: Моцарт и Сальери! Считать какие либо таланты гениальностью или нет - спекулятивный, тупиковый подход. "Гений" с латинского "дух" родом из античности. Много веков понятие носило мистический характер. В эпоху Возрождения оно все больше приобретает человеческое лицо. Только к 19 в. становится характеристикой яркого творческого дарования во всех сферах жизни. Но это понятие имеет оценочный характер. Да и по сравнению с понятием талант и гений трудно найти три различия. Фактически это синонимы. Причем оба понятия ничего не объясняют. Надо говорить о способностях к творчеству. Это редкий талант, гений, дар. Его носители сложные, неординарные люди. Коробит легкое похлопывание по плечу великих. Это, как минимум, суждение в спешке.
Re: Моцарт и Сальери! То, что Вы считаете Дали шизофреником - это, как раз, и есть "расплата". Был ли он им на самом деле? Думаю, что не был. А то, что некоторые гении сходили с ума - это общеизвестный факт. Естественно, и я за "здоровую" гениальность. Правда, в большинстве случаев она недостижима. Гении и болеют всякими болезнями чаще, и переживают больше и острее "обычных" людей. Такова их неравновесная натура. "Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души" (В.Высоцкий).
Re: Моцарт и Сальери! Семен Кузьмич, кстати , если сравнить тех же Моцарта и Сальери (Пушкинских, разумеется) с точки зрения вот таких вот "душевных терзаний", то получается, что гений, все-таки Сальери, а не Моцарт
Re: Моцарт и Сальери! Честно говоря, Ваша "железная" логика несколько утомила. Зачем сравнивать литературные образы? Тем более, что сегодня уже известно, легенда об отравлении Моцарта Сальери всего лишь легенда. Масса гениев, которые являются оптимистами по жизни, несмотря на все невзгоды. Кроме того, гений гению рознь. Они различаются по типам мышления и направленности своего дара. Гениям-героям их гениальность позволяет преодолевать смертельные болезни и находить выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
Re: Моцарт и Сальери! Просто тема слишком сложна и требует изложения развернутой концепции, на что у меня просто нет времени. Поверьте, данным вопросом я довольно серьезно занимался и изучал биографии многих выдающихся людей. В этом вопросе не может быть подходов чисто механистических. Это мир вероятности, нелинейности, системности.