Захотелось мне сделать модель первого Смоленского трамвая. Но вот беда не могу найти хорошую фотку с изображением нашего первенца, и где он выпускался? Когда посещал музей трамвая, хотел это узнать, но и в музее этого не знают. Порывшись на разных трамвайных сайтах, тоже информации по поводу, что за марка трамвая ходила в начале века в России я информации не нашел. Может кто знает или видел информацию о трамваях, которые ходили в начале века в России? :unknw:
Может это http://ru.wikipedia.org/wiki/Ф_(трамвай ... ого_завода) или это http://ru.wikipedia.org/wiki/Х_(трамвайный_вагон)
Для начала нужно временные рамки определить. Тут названа дата 20.10.1901 года и ширина колеи: 1524 мм.
Академик Иосиф ссылка интересная, но мне думается что наш первый трамвай все же был иностранного производства. До революции на Путиловском заводе выпускался один вид трамвая у которого спереди была буква П, для сравнения привел две фотки трамвая, вроде и окна у нашего трамвая были полукруглые к верху и низ трамвая другой.
e2e43, скорее всего бельгийского производства. Электрооборудование точно было от фирмы "Унион". Кстати, у нас в архиве есть данные по обществу Унион, эксплуатировавшему смоленский трамвай до революции, все никак не соберусь с ними ознакомиться: Смоленское управление русского электрического общества "Унион" Ф. 382, 216 ед.хр. 1896-1923 гг. 2 оп.
Тоже так думал,но пока не нашел ни каких фактов, что в Бельгии изготавливались трамваи. Интересна и судьба фирмы Унион? :unknw:
e2e43, мой знакомый находил инфу по трамваю и сообщал ее мне. На память не скажу но, думаю, смогу найти записи (в 2002 году это было)
По этой ссылке есть кое-что интересное: Общий смысл в том, что бельгийцы выпускали рельсы, корпуса трамваев, компании из других стран выпускали электрооборудование и экипажную часть, а собиралось это все дело в депо на месте. Так сказать, крупноагрегатная отверточная сборка Возможно, поэтому и созывали Всероссийскую трамвайную конференцию в 1922 году для выработки технический требований к унифицированному трамваю, т.к. во всех городах были трамваи собственной сборки со своими запчастями...
В Риге похожий трамвай ходил в начале века, но и там марку трамвая незнают. При всей похожести смущает спереди фара на Рижском трамвае или это модификация????
Первое нашел Но я помню, что автор этих строк (Поблагуев В.А.) впоследствии нашел дополнительную информацию о месте изготовления этих трамваев. По моему Рига (по лицензии). Буду искать.
Первое нашел Это из статьи "100 световых лет" (об истории развития электроэнергетики Смоленщины) Но я помню, что автор этих строк (Поблагуев В.А.) впоследствии нашел дополнительную информацию о месте изготовления этих трамваев. По моему Рига (по лицензии). Буду искать.
mingon, Интересная информация,получается, что рельсы и корпус трамвая был сделан на заводах Унион, а мотор и электрика были изготовленны другими???? А я чет думал, что это была фирма связанная с электричеством?
Не, как раз Унион мог делать электрооборудование, а механическую часть поставляли другие бельгийские фирмы (Franc-Belge de la Croyère) или тот же предшественник Рижского вагоностроительного завода.
С вероятностью 99% да. Помню, что Поблагуев искал инфу про памятник Петру в Риге, а обнаружил инфу о трамвае, дополняющую статью, которую он писал годом ранее. Я ее сейчас ищу. Помоему, речь шла о заказе для фирмы Унион.
Архивное управление администрации Смоленской области ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ АРХИВНАЯ СПРАВКА. Вопрос об электрическом освещении города Смоленска впервые рассматривался Городской Управой в 1884 г. Но условия договора, предложенного Управой австрийской фирме «Техник - Механик» не устроили предпринимателей, и вопрос остался нерешенным. В Смоленской губернии для освещения жилых и производственных помещений использовались газовые рожки, фонари со свечами, керосиновые лампы. Первое электрическое освещение появилось у частных владельцев, установивших свои электростанции на предприятиях. 1 июля 1894 г. две электрические лампочки зажглись на катушечной фабрике Гергарди в Смоленске. В январе 1898 г. электричество появилось на Ярцевской хлопчатобумажной фабрике Хлудова, и в мае 1898 г. - на Смоленском пивоваренном заводе Ефременкова. В феврале 1899 г. в Смоленскую Городскую Управу, которую возглавлял Городской голова, титулярный советник Николай Петрович Возненко, поступили предложения от Русского электрического общества «Унион» и акционерного электрического общества «Шуккерт и К°» на устройство электрического трамвая и электрического освещения в Смоленске. Обе фирмы представили свои проекты и сметы на конкурс. Созданная при Городской Управе комиссия в составе председателя Н.П, Возненко, члена Думы Н.Е. Энгельгардта, членов Управы П.В. Филимонова, П.И. Лидова, купцов П.Л. Будникова, П.Ф. Ланина, В.А. Петрова рассмотрев предложенные проекты, пришла к выводу, что проект общества «Унион» более выгоден с финансовой и технической точек зрения. 4 июля 1900 г. Смоленская Городская Управа и Русское электрическое общество «Унион» заключили договор на устройство и эксплуатацию в городе Смоленске сети электрических железных дорог с электротягой и на устройство электрической станции для освещения города. По договору общество приобретало право эксплуатации трамвайных линий и электрической энергии, вырабатываемой электрической станцией. Устанавливался срок концессии - 40 лет, с правом последующего выкупа предприятия городом. Управа предоставила обществу для строительства земельный участок (97 саж. в длину) во II части города на набережной Днепра по улице Армянская (ныне ул. Соболева) между башней Архива Окружного суда и городской водокачкой. У Днепра был устроен фильтр для спуска воды из машинного отделения станции. Центральная электростанция была построена в 1901 г. и состояла из 2-х этажного каменного здания машинного отделения и одноэтажного котельного отделения. Над ними возвышалась 30-метровая кирпичная дымовая труба. К машинному отделению примыкала пристройка для аккумуляторов. Начальная мощность станции была невелика. Две паровые машины 190 и 260 л.с. приводили в действие генераторы (динамо-машины) постоянного тока в 460 и 700 В. мощностью по 150 Квт. Проект общества «Унион» предусматривал применение постоянного тока напряжением 500-550 В. Для освещения ток распределялся по трехпроводной системе напряжением 2х250 В. Дуговые лампы для уличного освещения включались непосредственно между крайними проводами, лампы накаливания - между одним из крайних и средним проводом. Для уравновешивания расхода энергии динамо-машин на станции использовалась аккумуляторная батарея из 278 элементов. Топливом для паровых машин служили дрова. На центральной станции располагалась главная распределительная доска, по аппаратам которой дежурный мог следить за состоянием городской осветительной сети. Первым руководителем Смоленской электрической станции стал представитель общества «Унион», инженер Я.А. Самойлович. Его замещал инженер Б.Г. Шмидт. 2 октября 1901 г. на участке Троицкого шоссе (участок Б.Советской от ул. Соболева до Соборного холма) была произведена проба освещения 4-мя дуговыми фонарями продолжительного горения и 4-мя - с нормальным числом часов горения. Работами руководил Яков Александрович Самойлович. 7 октября 1901 г. в Смоленске прошли испытания трамвая. От Земской больницы до Никольских ворот ходило 5 вагонов, и от вокзалов к Губернаторскому пролому (Лопатинский сад) - 6 вагонов. Ток от рабочего провода поступал в вагоны при помощи троллея системы Томсон - Гаустон. В ноябре 1901 г. Смоленск освещался 40 дуговыми фонарями продолжительного (100 часового) горения силой тока в 5 ампер, включаемых по 5 последовательно; к 1903 г. добавилось 6 фонарей; ик 1913 г.- ещё 4 фонаря продолжительного горения. Уличное освещение на 1916г. состояло из 50 дуговых фонарей и 2500 ламп накаливания в 16 свечей каждая. В 1907 г. на основе Смоленского отделения общества «Унион» было создано акционерное предприятие - Смоленское электрическое общество с правлением в Санкт-Петербурге. В члены правления входили: Я.А. Самойлович, А.С. Габрилович, Н.И. Арронет, Д.О. Пинскер. Директором Смоленского электрического общества был назначен Владимир Романович Гейзерман, начальником электростанции - Антон Казимирович Ловенецкий. К этому периоду на центральной электростанции действовало два паровых котла, два паровых питательных насоса «Автомат», производительностью 1200 ведер в час, две паро-динамо-машины, развивающие 150 Квт. при 550 В., компаунд с конденсацией при 150 оборотах и давлении 9 атмосфер, двигатель «Дизеля» в 80 л.с. и три добавочных агрегата, один из которых служил для зарядки батарей. Буфферная батарея станции состояла из 262 рабочих элементов и 8 запасных. Осветительная батарея являлась делителем напряжения для динамо-машин, производящих ток напряжением 480-510 В. и работающих на трехпроводную сеть напряжением 220 В. Вся осветительная батарея состояла из двух половин, помещавшихся на двух этажах. Каждая половина состояла из 136 элементов. Элементы были установлены фирмой «Тюдор» в 1906 г. Воздушная сеть трамвая была установлена на деревянных столбах: в 1901 г.-11 столбов, в 1903-15, в 1907 - 61, в 1910-149, в 1912-209. Длина рабочего провода (твёрдого медного) была 9,367 вёрст. Контактный провод имел диаметр сечения 8 мм. (в результате износа за 14 лет диаметр уменьшился до 7,2 мм.) В 1910г. Смоленская Городская Управа приобрела для электрического общества самозаписывающий вольтметр постоянного тока для контроля за напряжением в городской осветительной сети. С 1909 по 1911 гг. директором Смоленского электрического общества был Мирон Самсонович Вольтке. С 1912 по 1915 гг. эту должность занимал инженер Иосиф Владимирович Ширман. Управление Смоленского электрического общества находилось на Большой Благовещенской улице (ныне ул. Б.Советская). Общество участвовало в жизни города, занимаясь благотворительностью. В 1910 г. оно было награждено грамотой Общества призрения сирот и лиц, павших жертвами долга. С началом I Мировой войны Смоленское электрическое общество работало с увеличенной нагрузкой. Электростанция помимо отпуска энергии для трамвая и освещения города обслуживало освещение 16-ти лазаретов, осуществляло перевозку раненых с железнодорожной станции в лазареты, давало электричество в мастерские, работающие на военные нужды. Часть опытных работников предприятия была мобилизована. К концу 1916-го года концессионный договор Смоленского электрического общества «Унион» со Смоленской Городской Управой был расторгнут. Город осуществил досрочный выкуп предприятия, заплатив 470 тыс. рублей. При передаче электропредприятия была произведена инвентаризация его имущества, которое находилось в плачевном состоянии из-за нежелания правления общества поддерживать эксплуатируемое предприятие, находясь под угрозой досрочного выкупа с 1909 г. Управа удержала с общества 13301 руб. для производства капитального ремонта техники. В 1916 г. плата за электроэнергию для уличного освещения составляла 15 коп. за 1 Квт.час. По городу числилось 353 лампочки. Первым мероприятием Городской Управы после досрочного выкупа стало повышение тарифов на электроэнергию и снятие ранее существовавших льгот. Для освещения жилых помещений плата повысилась с 30 до 35 коп., для промышленных предприятий с 25 до 30 коп. за Квт. чае. В 1917 г. общество было переименовано в Смоленское управление городских электрических предприятий. Заведующим управления стал Владимир Александрович Розенберг. В составе управления, которое объединяло работников конторы, электростанции, трамвая служило 184 человека. С октября 1917 г., в связи с повышением цен на топливо и материалы Смоленская Городская Управа вновь повысила тарифы на электроэнергию: для освещения - с 37 коп. до 1 руб. 25 коп. за Квт. час.; для промышленных целей - с 30 коп. до 1 руб. за Квт.час. Для абонентов, имеющих на прокате городские электросчётчики установилась плата - 1 руб. в месяц за пользование счетчиком. К 1917 г. электростанция была настолько перегружена, что была вынуждена прекратить присоединение новых абонентов к своей сети. Машины, работающие с 1901 г. без резерва, были сильно изношены. В мае 1918 г. на центральной электростанции был установлен турбогенератор постоянного тока, мощностью 500 Квт. на 440 В. В осветительной сети - новые питательные линии проводов, усилена существующая распределительная сеть предприятия. Помимо Смоленской электростанции, в губернии в дореволюционный период было построено еще 9 электростанций. Крупнейшими из них были: Вяземская и Сычевская городские, и Вяземская железнодорожная электростанции. ОСНОВАНИЕ: ф.382, оп.2, д.45, лл. 25-100; д.52, л.2; д.53,л.25; д.54,л.19; ф.65, оп.1, д.1964, лл.38,99,178,219,261, 318, 327, 361,431; д.2530, л.2; д.683, лл.38-46; оп.2, д.478,лл. 1-3; д.1640,л.1; ф.1022,оп.1,д.11,л.1; д.8,лл.15,1б; д.7, лл.22,35; ПК Смоленской губернии 1909 г., с.8б; ПК Смоленской губернии 1912 г., с. 125 Д.Н. Жбанков Санитарное исследование фабрик и заводов Смоленской губернии.-1896 г., с.230,394; Я.Зорохович Смоленская область. 1948 г., с.68.