На Смоленщине и в России сейчас выходит много новых краеведческих изданий. Думается, что это явление остается недооценным в современном общественном сознании, как пример возрождения русской культуры, стремления обрести чувство Родины. Часто эта важная работа остается уделом энтузиастов-краеведов. Да и тираж многих изданий невелик. Предлагаю начать тему, где можно обсуждить краеведческие издания, как старые, так и новые. Логично будет начать с классики - "Смоленской энциклопедии" Вот моя маленькая рецензия об этой огромной и достойной работе. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Развитая культурная среда может появиться только после появления умных мыслей и книг. Редким и ценным примером культурного книгоиздателя стала деятельность смоленского энциклопедиста Геннадия Самойловича МЕРКИНА, доктора наук, профессора СмолГУ. Он стал инициатором и организатором таких известных изданий как «Смоленск. Краткая энциклопедия» и энциклопедии «Смоленская область». Первый том «Персоналии». Во втором томе вниманию читателей предложен огромный материал об экономике, природе, культуре, образованию, медицине, религии Смоленской земли. Специалисты могут справедливо отметить недостатки этих изданий, но хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что в нашем Отечестве как-то мало тех, кто готов брать на себя инициативу и ответственность в решении сложных задач. Думается, что недостатки энциклопедии отражают определенный культурный уровень нашего региона. Да и вряд ли к региональной энциклопедии можно предъявлять требования, которые заданы классическими изданиями: «Британника», «Ларусс», Брокгауз и Ефрон, «Большая российская энциклопедия». Несовершенство и, еще хуже, ошибки в энциклопедиях оборачиваются тысячами ошибок, возникающих как следствие ссылок на такого рода издания. На ближайшие десятилетия на Смоленщине не появится чего-то более основательного. Создателей энциклопедии следовало бы поощрить высокой наградой и достойной премией за тот огромный труд, который они проделали. Но самой большой наградой для них будет и моральное удовлетворение от того, что эти книги стали самой «большой», значимой книгой на Смоленщине. Полный текст энциклопедии представлен на сайте областной администрации.
Мое имхо - двухтомная энциклопедия, несомненно, уникальна и пользительна. Однако по качеству энциклопедических знаний издание "Смоленск" 1994 года на голову выше. По качеству, не по объему. Настольная книга и на работе, и дома, хотя, наверно, знаю уже наизусть Так или иначе, но необходимость в издании новых энциклопедий объективно существует. От "персоналий" наверное надо отказаться (от современников, не исторических персонажей, которых и в общем томе "пустить" можно). Но кто ж возьмется? зы. тема важная и нужная - как же сам не догадался? в ближайшее время выложу наименования краеведческих книг, изданных по рекомендации общественного редакционно-издательского совета.
Энциклопедическая тема, конечно же, тянет массу вопросов! "Смоленск" (Краткая энциклопедия 1994) хорошее и дешевое издание. Позволю себе прибавить жизненных деталей к характеристике рождения смоленских энциклопедий. Герой Смоленщины в этой работе, от уж кому из современников следовало бы дать звание Почетного гражданина Смоленщины, Геннадий Самойлович Меркин. Насколько я слышал от разных людей "Персоналии" родились после его инфаркта в эпоху администраиции Прохорова. Там среди выдающихся современников есть немало представителей истеблишмента, так сказать исторический бартер - вы нам историю, мы вас в историю... А что делать? Второй том на заре администрации аслова удалось профинансировать, пока они приходили в себя после победы. В Казани для написания энциклопедии учредили институт Татарстана! В Свердловской области на такуую работу выделили миллионы рублей, оплачивая все. Подобных примеров хватает по стране. Наверное, смоленская энциклопедия самая дешевая по себестоимости! Понятно почему. Новое переиздание, мне ажется, возможно только в исторической перспекиве. И у него должна быть инфраструктура: институт краеведения, архив, краеведы... Пока это где-то за историческим горизонтом.
УРОК ИСТОРИИ К сожалению, пока не очень заметно начала свою жизнь в смоленской культуре книга Ирины Борисовны Мануиловой «Гимназисты, гимназистки и их наставники. Из повседневной жизни Смоленска на рубеже XIX-XX вв.» Между тем она заслуживает внимания всех, кто интересуется историей, как живой наукой, помогающей не только удовлетворить интерес к прошлой жизни, но и лучше понять нынешнюю. Как бы традиционно и даже наивно это не звучало, но именно для этого и нужна историческая наука. Книга состоит из одиннадцати очерков. Каждый из них заслуживает отдельного обсуждения. Но у всех общим является самое чудесное из возможных открытий – открытие человека! При этом поводом может стать даже нелепая жалоба, маленькие эпизоды гимназической жизни. Автор на уровне искусства, а не просто исторической науки увлеченно раскрывает характеры и нравы смолян в переломную, драматичную эпоху. Автор получает такое удовольствие от реконструкции прошлых событий по документальным источниками, что это невольно порождает катарсис особенного рода, связанный с превращением бумажных строчек, вдруг наполняющихся мыслями, чувствами, страстями людей, которые оживают при чтении, становясь новым опытом жизни «здесь и сейчас». Такое чтение захватывает воображение и не оставляет времени ни на что иное, пока не закрываешь последнюю страницу книжки. Только сейчас, когда сразу по прочтении пытаешься выразить свои впечатления начинаешь понимать, что это не случайное чудо, а четкий расчет исследовательницы прошлого, которая своими краткими, ненавязчивыми комментариями направляет, даже дирижирует восприятием своих эссе, более удачно, чем дирижеры блокбастеров Голливуда. Как практикующий преподаватель отдельно отмечу, что все проблемы, которые попали в поле зрения Ирины Борисовны, характерны и для современной школы: чиновничья манера разбора ряда сложных вопросов, затрагивающих судьбы людей, проявления недисциплинированности учащихся, прежде всего мужских гимназий, подзамученность от взаимного общения учителей и учеников. Хотя у автора нет ощущения крайней остроты этих противоречий, известных по ряду других мемуаров о том времени. Невозможно не согласиться с автором, что одна из уникальных традиций русской школы – особенная роль воспитания, личностные, а не только формальные взаимоотношения учителей и учеников. Мне кажется, что это ощущение возникает из авторской, глубоко личной симпатии к героям, отмечаемой ей «Лучшей традицией русской педагогики, в основе которой лежало глубокое уважение Учителя к Ученику и Ученика к Учителю». Может быть, это и есть месседж, как теперь говорят, данного издания. Надо признать, труд учителя во все времена был неблагодарен и тяжек. А термин «педагог» происходит от названия раба, который в Греции сопровождал ребенка в школу… Поэтому не будем предаваться ностальгии о том, чего не было. На прекрасной планете "Детство" материк "Школа", хотя по названию и происходит от греческого "досуг", слишком часто далек от свободного развития творческой личности. Читатель с первых станиц может проникнуться сочувствием к дьякону Василию Чечетову, ставшему жертвой морального рэкета со стороны мещанина Николая Иванова; нелепому конфликту, сыгравшему роковую роль в судьбе преподавателя Мариинской женской гимназии Закона Божия Гавриила Васильевича Каченовского; узнать о том, как одна шпаргалка могла повлиять на жизнь молоденькой учительницы; а несостоявшееся свидание с гимназисткой порушить карьеру молодого чиновника, проявившего по тем временам наглость в проявлении своих чувств и, как часто прибавляют, многое другое. Отмечу вопрос, который кажется особенно волнующим представителей нынешнего сословия «пролетариев умственного труда» материальные условия жизни учителей до Октябрьского переворота. С одной стороны, автор отмечает множество фактов высокого социального статуса учителя гимназии: зарплата, дающая возможность содержать прислугу, путешествовать за границей, свободно посещать театры, выписывать необходимую литературу, снимать хорошие квартиры. С другой, описаны случаи и сложных материальных обстоятельств. И особенно, что хотелось бы отметить часто очень сложного физического и психического здоровья учителей, связанного с работой на износ. Если говорить в сравнении, то в советское время все эти проблемы приобретают новое качество. Если до революции нагрузка в 12 часов была нормой, то потом и теперь учитель выполняет две и более нормы; если до революции административные наказания учителя приобретали характер долгой истории то теперь для этого много сил и времени не потребуется. Процесс деградации в систему образования, внесенный советской властью, у автора описан в лицах. Сколько заслуженных людей на ниве смоленского просвещения оказались в униженном и подозрительном состоянии! Внесли в это и свой вклад известные товарищи, люди и улицы Гарабурда и Чаплин. После знакомства с экспериментами в области образования с людьми, несущими культурную традицию гимназического образования, со стороны новой власти, становится неловко, что улицы названы в честь тех, кто растоптал на них высокие и тонкие образцы смоленской культуры. Хотел бы извиниться перед И.Б. Мануиловой, но позволю себе несколько неловких слов с личными оценками. И по семейной традиции, и по интеллектуальной автор принадлежит к одной из самых культурных семей Смоленска. Ее отец Борис Николаевич Перлин, ее родные внесли такой вклад в смоленскую культуру, что впору говорить о введении нового звания «Почетная семья Смоленска»! Книга издана на средства областной администрации, что является хорошим примером культурной политики. Автор отдельно благодарит Надежду Владимировну Деверилину, известную тем, что культура для нее не только работа, но и служение. Увы, тираж книги в 300 экземпляров сразу же превращает ее в библиографическую редкость. Хотелось бы на будущее пожелать выхода таких изданий хотя на рубеж в тысячу экземпляров, что позволило бы ее не только распределить по библиотекам области, передать автору часть тиража, но и обязательно выпустить несколько сот экземпляров в продажу. Если я правильно понял, то у автора есть неизданные мемуары Бориса Николаевича Перлина. Не нужно говорить о том, что они имею большое научное и культурное значение. Может быть, та же издательская команда взяла бы на себя труды по их публикации. Рукописи, увы, могут бесследно исчезать. Поэтому всегда надо спешить сохранить те из них, которые пока еще не стали даже электронной копией. Из замечаний позволю отметить мелкие, неожиданные опечатки. Хотелось бы, чтобы характеристики времени, среды описываемых событий были более развернутыми. Впрочем, последнее пожелание, может быть, совершенно излишне. Урок истории смоленского образования, проведенный И.Б. Мануиловой, является для Смоленска вехой, что и служит основанием для его презентации в «Вехах». Отметим еще раз умонастроение от прочтения книги. Спасти от распада современную цивилизацию может лишь учитель! В этом его социальная и историческая роль. Время для глубоких и умных реформ с учетом российского и мирового опыта пришло. Хватит ли у нас исторического времени, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
Историко-картографический атлас "Смоленск и губерния – время и люди" Год выпуска: 2008 Издатель: ИПУ РАН Формат (размер): 60x84/4 Объем: 276 Тираж: 2000 Бумага: мелованная Вы держите в руках экземпляр историко-картографического атласа «Смоленск и губерния время и люди». Он является продолжением проекта, началом которого послужил атлас «Санкт-Петербург на рубеже веков», изданный в 2003-м году к 300-летию города. Идея объединить в одном издании современные карты с фотопланами этих же мест на одном альбомном развороте, добавив в издание расширенный исторический очерк о городе и его людях, принадлежит автору проекта — Ю.Д.Воробьеву. Успех альбома и большой интерес, проявленный читателями к нашему начинанию, побудили творческий коллектив подготовить и представить Вашему вниманию настоящее издание. Каким оно получилось — судить Вам, сейчас позвольте несколько слов сказать об особенностях работы над проектом и людях, чьими усилиями он был реализован. План города Смоленска, карты "Смоленск и окрестности", "Смоленская область", а также исторические карты издания выполнены в ГИС технологии "НЕВА', разработанной в Институте проблем управления имени академика В.А.Трапезникова Российской Академии наук в 1990-х гг. Сегодня технология является действующей, динамично развивающейся программой и, благодаря своим возможностям, способна объединить в себе точность и достоверность, присущие традиционной картографии, с художественными достоинствами рисованной графики. На картах и планах города можно увидеть, как многочисленные исторические и культурные памятники Смоленска, отрисованные художником-картографом В.В.Пятницкой, соседствуя с традиционными объектами картографии, украшают и усиливают общее впечатление от каждого разворота альбома. Полевое обследование на местности проводила группа сотрудников смоленской фирмы «Аэромониторинг» (директор П.А.Рабизо). Большую организационную поддержку и постоянное внимание проекту оказывал начальник Департамента информации и связи Администрации Смоленской области Петр Михайлович Лопашинов. Атлас украшают многочисленные фотографии, выполненные С.А.Амелиным, смоленским фотографом и журналистом. Материалы об историческом изменении границ края, личностях губернаторов и последующих руководителях Смоленска и области предоставлены В.Кононовым. Большинство карт-схем атласа подготовлены картографами М.А.Архиповой и Д.И.Бабановой. Редактирование картографической части издания выполнено усилиями Д.Д.Трушина, Е.С.Москвитина и В.В.Пятницкой. Обработка и верстка раздела «Смоленск в планах и фотоснимках» осуществлялась Ю.В.Магазиным. Талантам московского искусствоведа В.С.Погодина мы обязаны появлением текста исторической части, посвященной прошлому города и области. Мы благодарны москвичам: «Русскому национальному музею», лично А.И.Иванову, предоставившему ряд иллюстраций для исторической части, А.В.Ледневу, за предоставление редкого изобразительного материала и фотографий из личного архива, а также сотрудникам Российской Государственной библиотеки по искусству. Часть рисунков для издания выполнена художником Е.С.Гонковой. Обработка изображений и верстка материалов исторического раздела проекта осуществлялась А.В.Дятловым. Главным художником издания является С.Г.Гонков. На создание книги потрачено четыре миллиона рублей. Атласы передадут музеям, библиотекам и выставят для продажи. это уникальное издание, которое даст нынешнему поколению информацию, какой была Смоленщина, а потомкам подробные данные как выглядела губерния в 21 веке.
Незнайка, спасибо за прекрасную рецензию книги Мануиловой, достойной не только "Вех", но и традиционных средств массовой информации. Признаюсь, что читал труд Мануиловой еще в рукописи, а ее путь к тиражу пусть и в 300 экземпляров, был далеко не безоблачным. До издания книги тема нелегкого учительского труда применительно к гимназии Евневича и дальнейших метаморфоз в первые годы советской власти (в части "Занимались мы также всякими общественными поручениями, заседали в учкоме и.. очень мало и плохо учились - сказать такое в 1970-х то годах!) читается в "Автобиографии" С.М. Яковлева, включенной в недавно изданную "Копилку старого смолянина". Приведу отрывок: зы. Отдельное спасибо за возрождение темы. ззы. А вот атлас за 4 млн не для этой темы. Замечу, миллионов не казенных, а частных. Им можно было бы найти, разумеется, более разумное применение, однако хозяин-барин.
Здорово, что г-н Воробьев после Петербурга залетел в Смоленск! Спасибо! Наверное, это "зов предков"! Лопашинов, Амелин, Кононов - молодцы добры молодцы и тож псибо! Еще не купил книжку. Теперь хочется приобрести побыстрее.
Iva, не мгу отказаться от еще одного слова спасибо за книгу Яковлева. Кажется, что почти за каждой книгой краеведа у нас драма. Хочется верить, что культурная ситуация меняется. После твоих слов рискну передать рецензию автору.
Все же по поводу атласа склонен согласиться с Olana, емко выразившей свою оценку этой книги в соседнем треде viewtopic.php?f=59&t=43596&p=6736544&hilit=%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81#p6736544 Об атласе здесь говорили, когда одного весьма уважаемого форумчанина с днем рождения поздравляли viewtopic.php?f=2&t=34190&hilit=%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81
Насколько могу судить, огорчение вызывает стоимость издания. До этого "рекорд" держало подарочное издание под редакцией А.Т. Смирновой. Стоило столько, что автору дали одну или две книги и все. Я думаю, пусть будет много краеведческих книг: хороших, разных, дорогих для самых дорогих гостей.
Не, скорее, содержание. А цена адекватна исполнению (которое весьма приличное): формат А3, кожаный переплет, суперобложка, хорошая полиграфия, мелованая бумага и т.п. В общем, хорошее подарочное издание. И цена соответствующая. Но в этом шикарно оформленном подарочном издании содержание (в смысле, текстовая часть) весьма спорное.
Покупал его ради карт Смоленска, к тому же на презентации продали за 2000р., за такие деньги можно ещё позволить, а насчёт содержания соглашусь с Aml.
СМОЛЕНСКИЙ ФЕНОМЕН Смоленское краеведение приросло еще одним фундаментальным изданием. После двухтомной «Энциклопедии Смоленской области» еще не появлялось работ такого масштаба, такого колоссального объема информации и такого значения, как книга Леонида Степченкова «Полиграфия Смоленщины: 1795-1915 гг.». Вызывает удивление и восхищение то, что такой энциклопедический труд был осуществлен, в отличие от той же областной «Энциклопедии», не многочисленным коллективом авторов, а всего лишь одним человеком и по одной теме – книгоиздание и полиграфия. Книга Л.Л. Степченкова составляет 336 страниц, набранных убористым шрифтом. Первый раздел состоит из трех глав, в которых излагается история полиграфического дела на Смоленщине от появления первой типографии до 1915 года. В поле зрения автора попали все аспекты и стороны смоленской полиграфии: виды полиграфических заведений (от типографий до переплетных мастерских), законодательство, техника, общественные организации, условия труда рабочих… Второй раздел, составляющий по объему более 3/4 книги, представляет собой приложения. Здесь приводятся важнейшие документы по истории полиграфии на Смоленщине, а также представлены сводные данные по всем полиграфическим заведениям Смоленской губернии и их владельцам за 120 лет. Источниковедческой базой книги стал, прежде всего, Государственный архив Смоленской области, а также дореволюционная периодика и литература. Объем информации, содержащийся в приложениях, феноменален. Леонид Степченков собрал и систематизировал такое огромное количество сведений по всем видам полиграфических заведений и их владельцам, что труд этот по-праву можно назвать энциклопедическим. При этом, хотя речь в книге идет только об одной сфере культурной и социально-экономической жизни Смоленщины, системность подхода и широта информационного поля, вспаханного автором, создает яркую и целостную картину всего Смоленского края в новую эпоху, показывает целую плеяду его неординарных представителей. Ценным дополнением к текстовым материалам стали редчайшие иллюстрации по теме смоленской полиграфии. Здесь и бланки, и фотографии, и рекламные объявления, и чайные этикетки, и типографские марки… У Л. Степченкова развита феноменальная интуиция по поиску и систематизации фактов. Его следует назвать одним из самых ярких смоленских консервационистов – сторонников сохранения старины. Личные интересы автора давно уже приобрели профессиональное измерение и стали примером кропотливого трудолюбия, научной добросовестности, гражданской ответственности. У нас, зачастую, наукой считается выдвижение каких-то сенсационных гипотез. В тоже время умение собирать ценные сведения стало редчайшим талантом. В этом отношении книги Леонида Степченкова – «Клондайк» для теоретиков и публицистов от культуры. В книге есть исправления ошибок, которые уже попали в энциклопедии. Например, дату начала издательского дела на Смоленщине следует вести не с 1803, а с 1797 года. Степченков без лозунгов напоминает простую, но важную истину: история является сама по себе самоценной. Мы ведь слишком хорошо знаем последствия превращения истории в служанку политики, в политику, направленную в прошлое… История полиграфического дела на Смоленщине может служить критерием уровня цивилизованности региона. Рассказ об издательской сфере дает полноценную картину развития Смоленщины на разных этапах ее истории. «Смоленским феноменом» называют исследователи период бурного развития издательского дела на Смоленщине в конце XVIII – начале XIX вв. В книге предлагается объяснение этого феномена. И невольно начинаешь понимать тот культурный слой, который и сегодня делает Смоленщину уникальным регионом страны и который, к сожалению, мы пока плохо умеем беречь и использовать. Появление качественной книги есть продукт труда не только автора, но и тех, кто ему помогает. Л. Степченков выражает свою признательность многим людям, которые помогли ему в реализации этого проекта – сотрудникам Государственного архива Смоленской области, Смоленской областной универсальной библиотеки, областного комитета по культуре. Объединение их усилий привело к появлению классического краеведческого исследования. Выполненная ими работа безупречна, и во всем являет собой пример высокой исторической эрудиции, ответственности и профессионализма. Увы, остается еще раз посетовать, что на Смоленщине нет научного центра, который способствовал бы появлению таких изданий. И вся эта важная работа остается подвижническим трудом, если хотите дотацией региону за счет таланта и жизни людей, имеющих культурную и гражданскую миссию в своей жизни. Хотя сам автор даже намеком не допускает личностных оценок своей работе, но именно поэтому благодарность к нему ощущается еще сильнее. Отмечу, что данное издание не нашло меценатов, и книга издана за счет средств автора. И это притом, что в г. Смоленске в настоящее время существуют крупные полиграфические заведения… Книга Л.Л. Степченкова «Полиграфия Смоленщины: 1795-1915 гг.» имеет статусный характер. Она не только задает высокую планку краеведческого исследования, но и повышает культурный, интеллектуальный потенциал Смоленщины, ее престиж в масштабах России. Хочется надеяться, что наша Смоленская земля еще окажется способной на новый культурный феномен уже в своей новейшей истории.
Михаил, а нельзя ли выложить более качественные фотографии статьи о дневнике комиссара? И полностью. Очень интересно. Будем пробовать переводить.
Нет! Не соответствующая! Книга такого объема при таком тираже стоит рублей 700... Всё остальное - это аппетит издателей и книготорговцев... ((((((((
Может быть, мне кто-нибудь может подсказать? Я как-то мельком слышала, что какое-то смоленское издательство начало издавать смоленские древние летописи, там сколько-то томов планируется. Кто-нибудь слышал об этом? Как их найти? И книги, и издательство.
Нет, я точно не знаю, но там какие-то древние летописи в переводе на русский язык. Об этих книгах слышали мои знакомые из Германии и очень просили их найти. Да мне и самой интересно. Там вроде бы больше двух томов.